Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
«Перевыборы» Назарбаева

О вызовах, которые стоят перед бессменным лидером Казахстана

© РИА Новости Михаил Воскресенский / Перейти в фотобанкНурсултан Назарбаев на праздничном концерте в Астане в честь его победы на президентских выборах
Нурсултан Назарбаев на праздничном концерте в Астане в честь его победы на президентских выборах
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На президентских выборах в Казахстане прогнозируемо переизбрали действующего главу страны Нурсултана Назарбаева. По результатам голосования, он набрал 97,5% и таким образом в пятый раз стал главой государства. Он является бессменный руководителем этой страны с 1989 года, когда он возглавлял ЦК Компартии Казахской СРС.

На президентских выборах в Казахстане прогнозируемо переизбрали действующего главу страны Нурсултана Назарбаева. По результатам голосования, он набрал 97,5% и таким образом в пятый раз стал главой государства. Он является бессменный руководителем этой страны с 1989 года, когда он возглавлял ЦК Компартии Казахской СРС.

Согласно 5-му пункту 42-й статьи конституции Казахстана, «одно и то же лицо не может быть избрано президентом Республики более двух раз подряд». Однако в 2007 году этот пункт расширили: «Настоящее ограничение не распространяется на первого президента Республики Казахстан». К слову, этим летом казахстанскому лидеру исполнится 75 лет.

Сам Назарбаев, комментируя первые результаты экзит-полов в библиотеке Первого президента в Астане, назвал явку «рекордно высокой» и добавил, что она «продемонстрировала единство казахстанцев, их желание жить в стабильном государстве, а также поддержку предлагаемых мной программ».

Между тем наблюдатели от БДИПЧ/ОБСЕ раскритиковали выборы в Казахстане. В своем отчете они заявили об урнах, которые были ненадлежащим образом опечатаны, а также о 46 случаях вброса бюллетеней, многократном и групповом голосовании и т.д.

«Ограничительная законодательная база, регулирующая СМИ, и недавние санкции, включающие закрытие и блокирование веб-сайтов, сократили разнообразие точек зрения и предотвратили общественные дебаты», — объясняет тотальную победу Назарбаева  глава миссии БДИПЧ/ОБСЕ Корнелия Йонкер.

После оглашения результатов выборов глава Казахстана поблагодарил избирателей и поделился планами на свою новую пятилетнюю каденцию. «У нас имеются квалифицированные кадры, достаточные финансовые средства, политическая стабильность, единство и дружба народа. Мы выполним задачи, поставленные в рамках индустриализации, программы «Нурлы жол», обеспечим вхождение Казахстана в число 30 развитых стран мира, улучшив жизнь казахстанцев», — цитирует Назарбаева Tengri news.

Некоторые на Западе иронизируют, что Назарбаев остается бессменным президентом в Казахстане. Но надо отметить и то, что он сделал для страны. В 1997 году он перенес столицу в Астану, отстроил ее, и сейчас этот город называют визитной карточкой Назарбаева. Не забывает он и о молодежи. В частности, в 1993 году он инициировал программу «Болашак» («Будущее»). Это — президентские стипендии для талантливой молодежи на обучение в зарубежных университетах. За границей уже побывало несколько тысяч казахстанских студентов, большинство из которых сейчас работают в государственных структурах Казахстана.

«День» обратился к директору казахстанской Группы оценки рисков Досыма Сатпаева с просьбой прокомментировать результаты выборов, и насколько реалистичными являются планы лидера Казахстана.

«Мнгоие в Казахстане опасаются, что на него будут оказывать внешне давление, чтобы он в чем-то поступился своим суверенитетом»


— В Казахстане шутят: это были не выборы, а перевыборы. У действующего президента пока что нет серьезных конкурентов. Он изначально был фаворитом, и это характерно для всех предыдущих президентских кампаний.

Эти выборы напоминали политический театр — каждый актер знал свою роль и место. Серьезных аналитиков в Казахстане интересовал не сам предвыборный процесс, который был предсказуем, и не проценты: на прошлых выборах Назарбаев получил 95,5%. Неважно было, сколько он получит на этот раз, но было понятно, что он должен был получить больше. В отличие от президента Узбекистана Ислама Каримова, который недавно участвовал в президентских выборах, у Назарбаева есть статус «лидера нации». Это автоматически предполагает, что Назарбаев должен получать максимальную электоральную поддержку. Власть себя загнала в ловушку в этом плане: лидер нации не может получить меньше того результата, который был в прошлый раз. Поэтому были мобилизованы все возможные ресурсы, чтобы обеспечить высокую явку. Хотя неясно, где она была большой, а где была цифровая эквилибристика с результатами. Но это не так и важно.

Самый серьезный вопрос — что будет с Казахстаном после этих выборов? Также очень обсуждаемая в стране тема — будут ли эти выборы последними для Назарбаева? Будет ли он оставаться на весь пятилетний срок, либо оставит президентский пост и начнет реализацию механизма преемственности власти. У него есть для этого возможности, тот же статус лидера нации, который позволяет сохранять в своих руках мощнейшие рычаги управления.

Обсуждается и вопрос, связанный с политическими реформами. Будут ли они проводиться после выборов? На съезде своей партии в марте «Нур Отан» Назарбаев озвучил необходимость проведения «пяти институциональных реформ». В частности, он имел в виду реформу госаппарата, экономики и суда. Речь также шла о мобилизации казахстанского общества вокруг общей национальной идеи. Назарбаев заявил, что после выборов эти реформы будут реализованы. Но здесь речь идет о трансформации Казахстана на президентско-парламентскую республику. Об этом в стране говорится не один год, и президент этого тоже не исключил, когда заявил о том, что конституционные изменения возможны в будущем. Назарбаев не указал период этого, и непонятно, когда это будет происходить.

В любом случае, многие хорошо понимают, что Казахстану нужны политические реформы, потому что в экономике все находится пока что под контролем. В сфере политики много недоработок, и это создает угрозу для преемственности власти. Из-за слабых политических институтов в Казахстане президент не сможет гарантировать долгосрочную стабильность после своего ухода из политики.

Казахстанское общество сильно фрагментировано. Оно очень раскололось, в том числе, и из-за украинских событий, Таможенного союза. Слабый парламент, судебная система, политический аппарат      — абсолютно неавторитетны и непопулярны. Это создает проблему для долгосрочной стабильности.

Перед Назарбаевым стоит много вызовов и задач, чтобы за короткий период начать укреплять свою политическую систему не только за счет своего авторитета и личной власти, но и за счет появления сильных политических институтов.

Свой новый президентский срок Назарбаев посвятит укреплению страны перед внутренними и внешними вызовами. Внутренних вызовов в Казахстане немало — это показали события в Жанаозене в 2011 году. В Казахстане много подводных мин, которые могут взрываться при определенных условиях.

Внешние вызовы: события в Украине и неоднозначные заявления некоторых российских политиков касательно суверенитета Казахстана.

Война санкций, которую ведет Россия с Западом, и война с реэкспортом, которую Москва начала с Беларусью и Казахстаном, поставили крест на Евразийском экономическом союзе. Это — так, потому что нарушены главные принципы его функционирования: свободное перемещение товаров, рабочей силы, услуг и капитала. Сейчас этого вообще нет. Хотя, пока Назарбаев находится у власти, он будет поддерживать это. Он уже заявил что ЕврАзЭС — долгосрочный и выгодный для Казахстана проект. Но, как показывает практика смены руководства в других странах, — внешняя политика может поменяться. Не факт, что Казахстан будет долго участвовать в этом проекте. Всегда есть варианты, по которым республика может выйти из него, если посчитает, что это экономически невыгодно.

Сейчас Россия уже активно торпедирует проект по созданию единой валюты. Это вызвало негативную реакцию в Казахстане, даже на официальном уровне. Многие в Казахстане опасаются, что на него будут оказывать внешнее давление, чтобы он где-то поступился своим суверенитетом.

Проблема в том, что у Назарбаева мало времени и много вызовов. Как он будет с ними бороться, я не знаю, но он уже упустил политическое время, где-то опаздывает. Даже если он начнет какие-то серьезные политические изменения, реформу, не факт, что он успеет закончить и что это приведет к позитивному результату.

Одним из главных тормозов любого реформирования в Казахстане является наша элита и бюрократический аппарат. Тот аппарат, который Назарбаев создал для обеспечения стабильности, постепенно превращается в главный фактор застоя в стране. Из-за того, что этот процесс замедлился, и на каких-то уровнях его саботируют, Назарбаеву будет тяжело быстро переформатировать эту систему и внести изменения.