Запад ненавидит Россию. И именно по этой причине его представители в лице журналистов постоянно формируют искаженный образ страны. Особенно, когда Кремль демонстрирует готовность сопротивляться, как это происходит сейчас с Владимиром Путиным у власти. Такова главная мысль вышедшей на днях книги журналиста Ги Меттана (Guy Mettan), который одновременно является председателем Швейцарского пресс-клуба и Торгово-промышленной палаты России и Швейцарии.
Первый упрек Ги Меттана касается западных СМИ, которые, по его словам, практикуют «двойные стандарты». Иначе говоря, они занимают по отношению к России куда более жесткую позицию, чем по отношению к любой западной стране. Он приводит множество примеров и, в частности, то, с какой непримиримостью пресса описывала десть лет назад захват заложников в школе Беслана кавказскими террористами. «Ее первым порывом было раскритиковать поведение властей, которые стремились защитить и освободить заложников, а не осудить террористов, хотя те почти сразу начали стрелять в детей», — недоволен Меттан. Представьте себе, что российский журналист посоветовал бы Франсуа Олланду вести переговоры с теми, кто устроил бойню в Charlie Hebdo, продолжает он. Совершенно немыслимо!
Критика Ги Меттана вполне оправдана. В своем произведении он рассказывает читателям о самых разных методиках и технологиях, которыми пользуются профессиональные дезинформаторы в политической сфере. Но если вы критикуете черно-белый подход, постарайтесь сами не угодить в эту ловушку. Что автору не всегда удается. Так, он утверждает, что западная пресса никогда не задумывается о «законности, легитимности и тем более эффективности военных вмешательств Запада». Однако это не так. Американское вторжение в Ирак с самого своего начала и долгие годы было объектом критики целого ряда СМИ по обе стороны Атлантики. С Россией сегодня, безусловно, ведут себя жестче, чем с США. Но она — не единственная цель всех нападок. А западные государства от них тоже не застрахованы.
Ги Меттан подтверждает теорию извечного соперничества России с Западом и говорит о его самых древних корнях: возвышении Карла Великого до уровня императора Запада на фоне византийских владык, которые стали предтечами российских царей. На первый взгляд идея кажется красивой. Но она не только носит упрощенческий характер, но и опасна в том плане, что приуменьшает значимость сегодняшнего дня и снимает с нынешних протагонистов ответственность. История не может объяснить всего. Так, например, большая часть критики в адрес Владимира Путина основана на его поступках, а не на какой-то вековой русофобии.