Длинные очереди на регистрацию, невежливый персонал, дорогущая еда, задержки вылетов — пассажирам приходится терпеть неудобства аэропортов как неизбежное зло на пути к пункту назначения.
Но, по мнению пользователей социального сервиса обмена знаниями Quora.com, есть на свете аэродромы с такими щекочущими нервы условиями взлета и посадки, что забываются все наши мелкие проблемы.
Гималайский экстрим
Аэропорт имени Тэнцинга и Хиллари, обслуживающий высокогорный городок Лукла в Непале, сооружен специально для путешественников-экстремалов. Его короткая (около 500 м) взлетно-посадочная полоса (ВПП) расположена под уклоном в 12 градусов; перепад высот между торцами составляет 60 м. Пользоваться ей могут лишь вертолеты и небольшие пропеллерные самолеты. Северный торец полосы упирается в скалы, а южный заканчивается крутым 600-метровым обрывом, так что этот аэродром ошибок пилотирования не прощает.
Рискованная посадка в Лукле — неотъемлемая часть программы пребывания в Гималаях многих альпинистов, желающих покорить самую высокую гору в мире. «Именно здесь приземляется большинство желающих подняться на Эверест, — отмечает пользователь Quora Эми Робинсон. — Это один из самых опасных аэродромов мира».
Возможно, неслучайно аэропорт назван в честь самых известных в Гималаях искателей приключений — сэра Эдмунда Хиллари и его шерпы-проводника Тэнцинга Норгея, первыми достигших вершины Эвереста.
Подводный аэродром
Во время прилива три взлетно-посадочные полосы аэропорта Барра в Шотландии исчезают под водой. «Это единственный в мире аэродром, где самолеты, выполняющие регулярные рейсы, используют для взлетов и посадок песчаный пляж», — пишет пользователь Quora Амит Кушваха. В связи с этим расписание прилетов и отлетов здесь строится с учетом приливов и отливов.
Аэродром расположен в неглубокой песчаной бухте Трай Мор острова Барра на Внешних Гебридских островах. Три его полосы, расположенные треугольником, помечены деревянными шестами-ориентирами для заходящих на посадку двухдвигательных турбовинтовых самолетов De Havilland Canada Twin Otter.
Аэропорт размером с остров
Посадка в международном аэропорту Мале (ныне известном как аэропорт имени Ибрагима Насира) на Мальдивских островах — серьезное испытание для любого пилота. Единственная ВПП, расположенная всего на два метра выше уровня моря, протянулась во всю длину острова Хулуле. Малейший просчет — и самолет очутится прямо в Индийском океане, пишет пользователь Quora Питер Баскервиль.
Поскольку остров Хулуле (один из 1192 коралловых островов атолла Мале, разбросанных на площади примерно в 90 000 км2) практически целиком занят аэропортом, прибывающие пассажиры, как правило, добираются оттуда до конечных пунктов назначения на быстроходных моторных лодках.
Очень короткая полоса
Не для слабонервных и посадка в аэропорту Хуранчо-Ираускин, расположенном на карибском острове Саба, пишет пользователь Quora Даирья Манек.
У этого аэродрома одна из самых коротких ВПП – примерно 396 м в длину (обычно длина полосы составляет от 1800 до 2400 м). Это означает, что на нее могут садиться только небольшие самолеты, способные быстро погасить скорость после приземления.
Расположение аэродрома настолько же живописно, насколько и опасно. «Полоса находится на скале, с трех сторон обрывающейся в Карибское море, а с четвертой — ограниченной высокими холмами, — пишет Манек. — Поскольку ВПП очень коротка, реактивные самолеты там не приземляются».
Аэропорт из группы риска
Аэродром города Теллурид в штате Колорадо, обслуживающий рейсы региональной авиации, — самый высокогорный в Северной Америке. Он расположен на высоте 2767 м над уровнем моря «Дух захватывает как от рискованного захода на посадку, так и от красоты пейзажа», — пишет пользователь Quora Эрин Уитлок.
Единственная ВПП этого аэропорта находится на одном из плато Скалистых гор, прямо рядом с 300-метровым обрывом над рекой Сан-Мигель. Раньше полоса очень заметно шла под уклон от торцов к центру. Ремонтные работы, проведенные в 2009 г., выправили ситуацию — ВПП стала более безопасной, и теперь на нее могут садиться более крупные самолеты. Нынешняя версия инструкций по безопасности полетов в районе аэропорта не рекомендует пилотам легкомоторных самолетов заходить на посадку в ночное время, выполнять полеты при ветре скоростью свыше 55 км/ч или при видимости менее 25 км.
Леденящий кровь заход на посадку
Пассажиры, прилетавшие раньше в Гонконг, с замиранием сердца следили за тем, как их самолет приземляется в аэропорту «Кай Так», ныне закрытом.
«Кай Так2, проработавший с 1925 по 1998 гг., «представлял собой одно из чудес мира авиации», — пишет пользователь Quora Джей Уокер: «Он располагался на клочке земли, намытом посреди бухты Виктория, а по обеим сторонам от него стояли высотные здания. У аэропорта была относительно короткая полоса для больших самолетов, и особенно было страшно при приземлении на Boeing 747. У пассажиров, смотрящих в иллюминаторы во время посадки или взлета, складывалось впечатление, что они видят в окна домов, что происходит в квартирах».