Киев — Константин Ковба никогда не отвечает на звонки на сотовый телефон с незнакомых номеров. 23-летний молодой человек боится, что сотрудники военкомата могут забрать его на службу в украинской армии и заставить воевать с пророссийскими сепаратистами на востоке страны.
Когда он приезжает в гости к матери, они закрывают окна на тот случай, если к ней придут сотрудники военкомата. «Мы даже перестали жарить мясо во дворе, потому что они могут заметить это и прийти сюда», — добавил он.
Ковба стал одним из 39 тысяч украинцев, которые, согласно данным правительства страны, уклонились от военной службы за первые два месяца 2015 года. Это почти 16% от общего числа солдат, которые должны служить в украинской армии.
«Служба в армии — это пустая трата времени, — сказал Ковба, который в гораздо большей степени заинтересован в расширении собственного бизнеса по торговле аксессуарами для мобильных телефонов. — Я мог бы потратить это время на то, чтобы научиться чему-то новому».
Уклонисты, такие как Ковба, стали причиной тех трудностей, которые испытывает правительство Украины в попытке мобилизовать молодых людей на борьбу с мощными силами ополчения, имеющих в своем распоряжении современное оружие благодаря поддержке России.
Одна из причин их нежелания служить заключается в том, что многие мирные граждане не чувствуют никакой связи с боевыми действиями в восточных областях Украины, которые граничат с Россией.
Согласно результатам опроса общественного мнения, недавно проведенного киевским Центром Разумкова, 41% украинцев считают, что эта война никак не повлияла на них, несмотря на то, что ополченцы хотят отколоть от Украины значительную часть ее территорий, где расположено множество сталелитейных производств и месторождений угля. Их родственники и друзья не служат в армии, они не живут вблизи зон боевых действий, и они не делают пожертвований на поддержку армии и украинцев, лишившихся жилья в результате военных операций.
С момента обретения независимости в 1991 году ее граждане разделились на два лагеря: жители запада страны всегда считали себя европейцами, тогда как жители востока были тесно связаны с Россией. В результате жители западных областей Украины зачастую не хотят воевать и умирать ради того, чтобы удержать в составе страны ее восточные области, близкие с Россией, как утверждает Виталий Чернецкий, профессор Канзасского университета, родившийся в Одессе, а ныне являющийся президентом Американской ассоциации украиноведения.
Разногласия между западом и востоком резко обострились в прошлом году. Протестующие в Киеве заставили президента страны Виктора Януковича покинуть свой пост после того, как он приказал применить силы против демонстрантов. Поводом к началу демонстраций стал его отказ подписать договор об ассоциации с Евросоюзом. Янукович бежал в Москву, и его место в конечном итоге занял проевропейский президент Петр Порошенко. Россия аннексировала Крым и разожгла бунт в восточных областях страны.
«Далеко не все принимают эту войну, — говорит Чернецкий. — Украина это неоднородное государство с множеством различных регионов. Ощущение единой Украины постепенно формируется, но оно формируется с перебоями».
Недавно Порошенко увеличил численность украинской армии с 180 тысяч до 250 тысяч военнослужащих. Его правительство пока не обнародовало данные по призыву в марте и апреле, однако оно утверждает, что план по призыву выполняется.
С момента начала вооруженного конфликта в прошлом году погибли уже более 6 тысяч военных и мирных граждан, в том числе 2 тысячи солдат украинской армии. В феврале стороны конфликта заключили соглашение о прекращении огня, однако время от времени там все еще происходят столкновения. Согласно данным министерства иностранных дел, 65 военнослужащих украинской армии погибли, и 243 получили ранения с момента вступления в силу договора о перемирии.
По словам Чернецкого, причины проблем с призывом в украинскую армию кроются в неумелом управлении вооруженными силами в течение последних двух десятилетий. «Речь идет о гигантских проблемах коррупции и неэффективности, — объяснил он. — Этот институт разваливается. Долгое время армия использовалась в качестве источника обогащения престарелых высокопоставленных офицеров».
Ковба признается, что он испытывает смешанные чувства в отношении своего решения уклониться от службы в армии. «Мне стыдно, когда я думаю о парнях, которые служат, но потом я думаю, что, возможно, я принесу больше пользы своей стране здесь, — сказал он. — Кто-то должен выстроить достойную страну, куда могли бы вернуться солдаты».
Юрий Бирюков, военный советник Порошенко, выступил с резкой критикой в адрес всех уклонистов. «Он хрипло орет «Слава Украине», рассказывает всем, какой он невротипический патриот, — написал Бирюков об уклонистах в своем посте на Facebook. — Но он трусливая скотина. Поджав хвост, он прячется от военкома, он меняет номер телефона, он собирает манатки и чешет в Румынию, Венгрию, Словакию или Польшу. И там сидит, весь такой довольный своей гениальностью».
Между тем, Ковба и другие уклонисты объясняют свои действия другими причинами, а вовсе не трусостью: семьи погибших солдат получают слишком маленькие компенсации, а военнослужащие украинской армии слишком плохо экипированы по сравнению с ополченцами, поэтому людям приходится организовывать сборы средств, чтобы обеспечить военнослужащих предметами первой необходимости.
Уклонение от службы в армии — это преступление, хотя большинство осужденных получили условные приговоры. В сентябре прошлого года суд приговорил одного уклониста к двум годам лишения свободы. В феврале украинские власти арестовали пророссийского блогера Руслана Коцабу за призывы к бойкоту военной мобилизации. Его обвинили в государственной измене, и в случае признания его виновным ему грозит срок до 15 лет тюрьмы.
Ковба избежал наказания, потому что его мать сказала властям, что он уехал за границу на заработки. Согласно украинскому закону, его можно считать уклонистом только в том случае, если он лично получит повестку и после этого не явится в военкомат.
Олесь Шевченко, 23-летний студент из Киева, считает, что его скоро призовут на службу в армии, потому что недавно его родителям звонили из военкомата, чтобы предупредить о приходе повестки.
Шевченко, который воспитывался в духе патриотизма, считает, что защищать родину — это его долг. «Если не я, то кто? — сказал он. — Но в то же время я очень боюсь умереть сейчас, не успев ничего достигнуть в жизни».
Шевченко надеется, что ему не придется выбирать между вступлением в ряды вооруженных сил и позором уклонения от службы в армии. «Если бы только война закончилась, — сказал он. — Мне бы даже не пришлось выбирать».