С того дня, когда на расстоянии примерно пятисот километром от Литвы произошла крупнейшая катастрофа 20 века — авария на Чернобыльской атомной электростанции — прошло 29 лет.
Жившие рядом с АЭС люди были эвакуированы, а зараженная радиоактивными отходами территория примерно 30 км вокруг электростанции стала запретной зоной. Около 7000 жителей Литвы, которые тогда были в запасе cоветской армии, были отправлены на место трагедии ликвидировать ее последствия — выполнять работы по строительству, чистке.
Как они сами рассказывают сейчас, тогда они не знали, где оказались и как это вредно для здоровья, а также, что их ждет в будущем.
Кроме этого, очень большие проблемы со здоровьем угрожали всем европейцам. Радиацией была заражена территория более 160 000 квадратных километров, а радиоактивное облако проплыло через всю Европу.
Самое страшное — еще впереди
В понедельник с Сейме Литвы прошло мероприятие в память об аварии на Чернобыльской АЭС, во время которого почтили заслуженных жителей Литвы.
В мероприятии принимала участие и член правления Союза чернобыльцев Вильнюсского края Radiati литовского движения «Чернобыль», секретарь женского отделения фонда чернобыльцев Mūsų krantas Дайна Кристинавичене.
Женщина сказала, что хочет предупредить всех жителей Литвы — самок страшное еще впереди.
«Наблюдая за опытом Японии, случаем Хиросимы и Нагасаки, мы видим, что ожидает нас и наших детей. Молодые люди заключают браки, и не учитывают факторы, что будет то или другое. Они любят, рожают детей, это нормально. Но что будет? Многие дети мужчин, побывавших в Чернобыле, больны малокровием, у них проблемы с костями, щитовидной железой, расстройства сна. К сожалению, те же болезни — и у чернобыльцев. Они передали их своим детям. Болезни передались не только тем, кто был в Чернобыле — всей Литве. Радиоактивное облако прошло над всей Литвой, поэтому последствия почувствуем мы все», — сказала она.
Проблемы — внукам
С ней согласился и бывший председатель литовского движения «Чернобыль» Римантас Кутра. По его словам, последствия чернобыльской катастрофы мы начнем ощущать только сейчас.
«Последствия действия радиации обычно передаются второму поколению. Это значит, что самые большие проблемы со здоровьем в Литве еще впереди. Проблемы ожидают внуков, детей, которые родились после участия их родителей в ликвидации последствий аварии. Но я надеюсь, что наши жители не получили столько радиации, чтобы это повлияло на генетику», — сказал он.
«Правду покажет время. Не секрет, что большое количество участвовавших в ликвидации последствий аварии решили не заводить детей. Но воздействие радиации ощутили почти все жители Литвы, непонятно, как это отразится. (…) Большое количество чернобыльцев жалуются на раковые заболевания, у них психологические проблемы, склонность к самоубийству», — сказал Кутра.
У мужа — рак, у детей — проблемы с кровообращением
Сама Кристинавичене — жена чернобыльца, мать его дочерей. Вскоре после возвращения с места аварии муж заболел раком, проблемы есть и у дочерей, хотя старшей — 24 года.
«К сожалению, наши с мужем пути разошлись после длительной жизни вместе. Я очень старалась ему помочь. Реальность такова, что многим внушили, что алкоголь — лекарство. Из-за этого страдают семьи, дети. Нам пришлось расстаться, хотя я до сих пор ему помогаю.
Моей старшей дочери сейчас 24 года. Она живет в Англии, уже 9 месяцев не может работать, так как начались проблемы со здоровьем, фактически связанные с Чернобылем. Начались проблемы с сосудами, вторая дочь очень чувствительная» — отметила она.
Отправляли насильно, умирают сотни
Организатор конференции, депутат Дангуте Микутене, подтвердила, что, как подсчитывается, болезни, смерть, обострения примерно 3000 человек (800 уже умерли) связаны с работами по ликвидации последствий катастрофы.
«Отправляемым мужчинам не объясняли, почему ночью их срочно везут на так называемые военные учения. У каждого из них — своя история, их отрывали от работы, от только что родившихся детей, больных родителей, всех сажали в вагоны. Им было суждено 29 лет назад ценой своих жизней защищать Литву, страны Балтии, Европу от последствий радиации. Из-за закрытой и несправедливой политики советского руководства многие факты скрывались, людей не информировали о радиоактивных облаках, а ведь если бы вовремя были приняты меры, многих несчастий можно было избежать», — уверена она.
К сожалению, сделать это не удалось. Кроме этого, по словам Микутене, до сих пор никто не позаботился о судьбе литовцев, если бы такая катастрофа повторилась.
Жалуются на недостаточную помощь
Вице-президент фонда Mūsų krantas Гедиминас Римдейка сказал, что многие вернувшиеся из Чернобыля начали жаловаться на проблемы со здоровьем.
«В Чернобыле не справились с так называемым «мирным атомом», это принесло сотни смертей, тысячи несчастий в семьях, были заражены огромные территории. Часть Литвы тоже попала под радиоактивное облако, которое прошло над нашей территорией в Швецию, а потом, когда ветер изменился, вернулось обратно. Для ликвидации последствий аварии было отправлено 7000 мужчин в возрасте 25-40 лет. Многие после возвращения стали жаловаться на проблемы со здоровьем», — сказал он.
Он сожалел, что в 2010 году был закрыт Чернобыльский медицинский центр. По его словам, после этого не осталось координированного наблюдения за здоровьем чернобыльцев.
«Сегодня литовские чернобыльцы могут с завистью наблюдать, как успешно такая система действует в соседней Латвии, как о пострадавших заботится Япония», — сказал он.
Призывают не переоценивать пользу АЭС
По словам Римдейки, необходимо тщательно проанализировать последствия катастрофы. Он усомнился, что правильно продолжать переоценивать пользу АЭС.
«Италия, США уже отказались строить новые АЭС, Германия запланировала до 2022 года закрыть все действующие 17 реакторов. Стопроцентно безопасных технологий электростанций нет, это подтвердили и события на АЭС «Фукусима».
В понедельник также был подписан договор с главой Литовской биржи труда Видасом Шлекайтисом, на основании которого будет оказываться помощь в трудоустройстве чернобыльцам.
По разным подсчетам, по причинам, связанным с катастрофой, погибли десятки тысяч, 3,5 миллиона заболели. Из-за радиации случаи рака щитовидной железы участились в десятки раз.
Сейчас реактор забетонирован в саркофаге, но зона площадью 30 км остается наиболее радиоактивной в мире. В этой зоне, сменяя друг друга, работают около 3000 разных специалистов и ученых.