Россия была сверхдержавой на протяжении большей части прошлого века, но страна по-прежнему сталкивается с серьезными проблемами устойчивого развития — проблемами, которые осложняются экономическими санкциями, сталкивающими ее экономику в рецессию.
Инфраструктура страны, строительные и производственные мощности страдают из-за неэффективного использования электроэнергии: как показали исследования Всемирного банка, в результате мер по повышению эффективности в России потребление электроэнергии может сократиться на 45%, что равняется общему годовому объему потребления энергии во Франции.
Еще одним серьезным препятствием в развитии России является неравномерность в распределении доходов. По некоторым данным, имущественное расслоение общества и разрыв в уровне благосостояния в России достигли максимального в мире уровня. В частности, согласно докладу швейцарского банка Credit Suisse, 35% богатств населения страны находятся в собственности всего лишь 110 граждан России.
Далее следует упомянуть экологические проблемы России — в Российской Федерации доминирующим ресурсом являются углеводороды. Нефть, газ и уголь обеспечивают не только производство 90% энергии в стране, но и более половины федерального бюджета. За исключением гидроэнергетики и атомной энергетики неископаемые топливно-энергетические ресурсы России находятся еще только на начальной стадии освоения и практические отсутствуют.
По мере того, как в результате глобального потепления в этом столетии отмечается повышение температур в зонах вечной мерзлоты, до двух третей огромных массивов суши России могут превратиться в заболоченные территории, что приведет к еще большему разрушению инфраструктуры и ухудшению экономического положения страны. Официальная реакция Кремля на глобальное потепление была далеко не обнадеживающей: как-то Владимир Путин сказал, что потепление на «два-три градуса» было бы для России даже полезно, поскольку людям не пришлось особо тратиться на покупку шуб.
Такой подход не позволяет справляться с реальными последствиями изменения климата в стране. Наверное, в первую очередь это касается невероятной засухи 2010 года (которую ученый НАСА Джеймс Хансен (James Hansen) и другие специалисты в ряде своих научных работ статистически связали с изменениями климата), уничтожившей в России урожай зерновых и вызвавшей резкое повышение мировых цен на пшеницу.
Но если Россия сталкивается с теми же экологическими проблемами, что и остальные государства БРИКС (Бразилия, Россия, Индия и Китай) — а также другие страны мира — то эти проблемы незначительны по сравнению с общественно-политическими трудностями в стране. Правительство страны, изолированное в последнее время от Запада в результате санкций, введенных из-за аннексии Россией Крыма, отреагировало жесткими мерами против участия зарубежных компаний во внутренних делах страны.
В 2012 году российское правительство приняло новый суровый закон об иностранных агентах, согласно которому политически активные неправительственные организации, получающие финансирование из-за рубежа, должны зарегистрироваться как «иностранные агенты», что, согласно разъяснениям правозащитной организации Human Rights Watch, «является понятием, которое в России обычно означает „предатель“ или „шпион“».
Понятие политической активности используется настолько широко, что включает в себя и правозащитную, и пропагандистско-агитационную деятельность, направленную на решение социальных и экологических проблем. Нескольким правозащитным организациям и группам по защите окружающей среды после того, как в июле прошлого года они получили статус иностранных агентов, грозят штрафы и уголовная ответственность.
В своей базе данных радиостанция «Свобода» — работающая над составлением полного списка неправительственных организаций России, которым как иностранным агентам грозит наказание — отмечает, что в апреле российское бюро Transparency International, как и многие другие организации, получило предупреждение. В документе написано, что бюро как иностранный агент «стремится формировать общественное мнение в отношении государственной политики, в частности, правоохранительной системы и законодательного процесса».
В течение трех последних лет в рамках этого закона были приняты жесткие меры в отношении организаций, выступающих в защиту демократии. Со ссылкой на содержание этого закона было принято решение о прекращении деятельности Агентства США по международному развитию на территории России после 20 лет его работы в стране.
Страна также стала объектом критики из-за ограничений прав человека. В адрес властей высказывались обвинения в коррупции в ходе подготовки зимних олимпийских игр в Сочи в 2014 году. В стране разгорелась борьба за права гомосексуалистов во время олимпиады, повсеместно проходили бойкоты, протесты и демонстрации после того, как был принят закон против гей-пропаганды, и Путин заявил, что гомосексуалистам не угрожают никакие преследования, если они «оставят детей в покое». К этим разногласиям добавились и протесты международной общественности, начавшиеся после того, как участниц российской панк-группы Pussy Riot посадили в тюрьму почти на два года за их музыкальное протестное выступление в московском храме.
В такой политической обстановке социальные и экологические проблемы могут показаться малозначительными — и вероятность того, что в ближайшее время что-либо особо изменится, также невелика. Но это отнюдь не означает, что в России все плохо. Несмотря на принятие закона об иностранных агентах, в России существует широкая сеть неправительственных организаций, занимающихся социальными и экологическими проблемами на местном и региональном уровне и добивающихся определенных успехов.
После аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году в конституции страны были закреплены жесткие принципы защиты окружающей среды. Разумеется, проблема заключается в том, будут ли эти принципы соблюдаться — что маловероятно в стране, которая неизменно занимает одно из последних мест (третье с конца списка) в международном рейтинге восприятия коррупции, в котором представлена оценка уровня восприятия коррупции в разных странах местными и зарубежными аналитиками и предпринимателями.
Отрасли промышленности, в которых Россия зависит от внешнего рынка, по всей видимости, являются наиболее устойчивыми. В России, например, работают несколько крупнейших в мире рыбопромысловых компаний, и местные рыбопромысловые хозяйства взяли на себя обязательства по экологически ответственному промыслу. Компании, занимающиеся траловым промыслом минтая в Охотском море, получили сертификат в соответствии со стандартами Морского попечительского совета (MSC), а компании, занимающиеся промыслом трески в Баренцевом море, также служат образцом в отношении соблюдения международных принципов устойчивого рыболовства.
Лесная промышленность — это еще одна область, в которой Россия является мировым лидером. На долю России, территория которой на 45% покрыта лесами, приходится 22% мировых лесных массивов. И хотя в лесной промышленности принципы экологической ответственности внедряются не так активно, как в рыболовстве, более 33 миллиона гектаров российских лесов уже сертифицированы в соответствии со стандартами Лесного попечительно совета (FSC) за ответственное лесоводство. А некоммерческая российская организация Всемирного фонда дикой природы сотрудничает с российскими лесозаготовительными компаниями и транснациональными корпорациями — в том числе TetraPak и Avon — по вопросам внедрения принципов устойчивого лесоводства по стандартам FSC.
Несмотря на санкции, Россия оказывает большое влияние и на Европу, и на Азию — в частности, благодаря тому, что она расположена в центре бывшего Советского Союза. И если Украина находится практически полностью в тени России — не только из-за продолжающегося конфликта с Россией, но и из-за экономической разрухи, произошедшей в результате этого конфликта — в этой тени находится не только она.
Санкции, введенные против России Европейским союзом, США и другими в связи с кризисом на Украине, повлияли и на страны, находящиеся вдали от ее границ. Не стоит забывать, что Россия ввела ответные меры, в числе которых — эмбарго на импорт продуктов питания из стран ЕС. В результате этого объемы поставок продовольствия из Польши в Россию сократились на 320 миллионов евро (358 миллионов долларов), нанеся огромный ущерб польским производителям яблок.
Несмотря на то, что в результате российского эмбарго пострадали некоторые европейские продуктовые компании, некоторые российские производители воспринимают это как благо — даже при том, что двухсторонние санкции лишили рынки стабильности.
На Дальнем Востоке страна установила тесные экономические связи с Китаем, Монголией и другими странами Азии — особенно в энергетике и рыболовстве. Продолжающиеся санкции со стороны Запада могут привести к укреплению связей России с ее азиатскими соседями: в прошлом месяце Китай и Россия объявили о создании бизнес-инкубатора с бюджетом 200 миллионов долларов для разработки инновационных экологически чистых технологий.
И, несмотря на то, что проект по превращению России в центр распространения инновационных технологий в области энергетики выглядит довольно рискованным, он, похоже, еще и необходим. По мере сокращения темпов экономического роста, резкая смена курса, возможно, станет единственным средством, которое позволит России не лишиться звания одной из крупнейших экономик мира.