Об усилении боев на востоке Украины активно пишут не только западные и украинские СМИ, но и издания так называемых Донецкой и Луганской народных республик. В середине месяца — после майских праздников — ситуация, скорее всего, обострится. В России же празднование 70-й годовщины победы над нацизмом отодвинуло антиукраинскую информационную войну на второй план. Кремль то ли не решил, как вести себя дальше, то ли имеет какую-то стратегию, но пока не стремится ее обнародовать. В итоге, общество замерло в томительном ожидании.
Табу на Украину
По центральным российским телеканалам так называемый украинский кризис продолжают обсуждать как будто по инерции. Никакой «свежей крови» в прямом и переносном смысле слова, к счастью, нет. Что показательно, в пятерку самых упоминаемых лиц в российских медиа, составляемую при помощи системы СКАН «Интерфакс», вошел Александр Ткачев — бывший губернатор Краснодарского края, назначенный министром сельского хозяйства. Он оказался там как раз между президентами Украины и США. И это ярко демонстрирует возвращение внутрироссийских тем в повестку дня официальных российских СМИ.
Украина остается только в телевизоре. Там крикливые телеведущие с не менее голосистыми гостями вместе разоблачают «киевскую хунту». Хотя даже и там умеренные критики Кремля начинают появляться не только в роли «мальчиков для битья». Им иногда дают возможность высказать свою точку зрения без захлопывания, затопывания и оскорблений. Это видно при внимательном мониторинге основных политических ток-шоу на ведущих телеканалах.
Разумеется, совсем украинская тема не ушла. Например, немало говорилось в России про годовщину трагической гибели в Одессе 48 человек. Отсутствие надлежащего расследования этой трагедии со стороны украинских властей позволяет, впрочем, российским СМИ избежать злоупотребления пропагандистским штампами. Достаточно цитировать доклады разнообразных правозащитных организаций.
Но даже это может служить подтверждением того, что украинская тема перестает так однозначно доминировать. Обсуждается больше прошлое, а не настоящее или будущее Украины.
«Заговор молчания» вокруг Украины
В теории, снижение пропагандистского давления могло бы вызвать дискуссию внутри российского общества. Ведь очевидно, что именно сейчас решается вопрос о том, как дальше будет развиваться ситуация на Украине. Например, о том, будет ли ситуация и дальше скатываться к новому полномасштабному военному конфликту, которого большинство россиян вовсе не желает.
Однако никакой дискуссии нет. Потому что обсуждать между собой украинскую тему готовы только единомышленники. В России установился «заговор молчания». Если еще год назад можно было наблюдать ожесточенные споры о статусе Крыма или ситуации на востоке Украины, то сегодня на подобные дискуссии само общество наложило негласное табу. Причем не только на дискуссии, но и на любую публичную рефлексию на эту тему. Ее почти нет даже в социальных медиа и на интернет-форумах.
Тишина на кухнях
Даже на пресловутых «московских кухнях» — тишина. Меньшинство, несогласное с официальным курсом российских властей затаилось и помалкивает. Обсуждать украинский кризис считается дурным тоном, как закурить в детской.
Создается ощущение, что оппозиционное меньшинство заключило негласное соглашение с подавляющим провластным большинством, поддержавшим присоединение Крыма и вмешательство во внутренние дела Украины. Мол, мы не раздражаем вас своими антипатриотическими сомнениями в правильности выбранного пути, а вы за это не устраиваете на нас охоту. Которую, к слову сказать, и организовывать никому неохота в условиях, когда потихоньку начинают сбываться негативные экономические прогнозы противников вмешательства во внутренние дела Украины.
Но это молчаливое соглашение имеет оборотную сторону. Отказ от дискуссии приводит к отказу рефлексии. Решение российского социума передоверить власти принятие любых стратегических решений — это еще одна причина, по которой украинская тема оказалась фактически «фигурой умолчания» в российской общественной дискуссии.
В условиях, когда власти взяли паузу, обсуждать этот вопрос — значит активно искать выход из сложившегося кризиса. А к этому россияне, похоже, совершенно не готовы. Они в принципе разучились формулировать даже для самих себя картину желаемого будущего.
Общество оказалось сегодня настолько пассивно, что власть может спокойно взять достаточно долгу паузу на размышление или на подготовку нового «управляемого» кризиса. Бояться ей нечего. И большинство, и меньшинство ждут решения Кремля. Общество погрузилось в летаргический сон.