Накануне празднования 70-й годовщины окончания Второй мировой войны россияне обещают провести самый большой военный парад на Красной площади и уже обнародовали фотографии ультрасовременного танка, который будет на нем представлен. Немецкие официальные лица ездят по концлагерям и местам проигранных сражений, повторяя просьбы о прощении. Для Владимира Путина, президента России, 9 мая 1945 года — день гордости за свое отечество, для президента Германии Йоахима Гаука и канцлера Ангелы Меркель эта дата знаменует конец нацизма, мрачного периода немецкой истории.
Как известно, историю пишут победители, и потому доля вины за возвышение нацизма, принадлежащая Франции и Великобритании, которые своими требованиями репараций после Первой мировой войны буквально раздавили Германию, является лишь предметом исследования ученых. Также редко вспоминают о пакте, заключенном между Сталиным и Гитлером и обращенном против Польши, которая в сентябре 1939 года отчаянно сопротивлялась нацистским танкам, когда вдруг почувствовала, как сзади на нее надвигается Красная Армия. Еще можно было бы поговорить об Америке, которая в течение двух лет делала вид, что не имеет никакого отношения к мировой войне.
Все без исключения празднуют победу над Гитлером. Нацизм был абсолютным злом, доказательством чему служит Холокост. Именно эта расистская составляющая отличает нацизм от прочих идеологий ХХ века, а одержимость истреблением уводит его далеко от предшествующих разновидностей европейского национализма.
Если назвать два народа, которые больше всего пострадали от мании величия Гитлера, посредственного художника и сносного солдата, ставшего повелителем Европы, то это советский народ (русские, для краткости) с 20 миллионами погибших и немцы — кто сомневается, пусть прочтет «Падение Берлина» Энтони Бивора (Antony Beevor). Вот почему так важно отношение нынешних лидеров к завершению войны.
Рядом с Путиным на главной трибуне Кремля будут стоять первые лица Китая, Северной Кореи и Сербии. Присоединяясь к официозному бойкоту, которому НАТО подверг грядущий парад из-за войны на Украине, Меркель приедет в Москву, но на следующий день. А 7 мая глава немецкой дипломатии Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier) посетит Волгоград, бывший Сталинград, где нацисты потерпели крупное поражение, что, наряду с высадкой в Нормандии, стало поворотным моментом в войне.
Алексис Ципрас, также приглашенный Путиным, стремится возродить воспоминания о нацистской оккупации, чтобы разрешить сегодняшний кризис в Греции. Премьер-министр то требует компенсации от Германии, то просит помощи у России.
Удивительно, но Меркель и особенно Гаук вновь с пониманием относятся к греческим жалобам. Возможно, тяжелое сознание собственной ответственности, с которым Берлин празднует окончание войны, щедрее патриотической гордости Москвы.