Факельное шествие в полной тишине отправилось с большой площади в центре столицы Армении, Еревана, в сторону мемориала на вершине горы. Тысячи человек медленно шли под холодным дождем и несли свечи и флаги. Именно в тот день, 24 апреля 2015 года, в столетнюю годовщину начала массовых убийств, они хотели возложить цветы к вечному огню в центре мемориала. Сотни тысяч побывали у мемориала за сутки. Мы смотрели на них, затаив дыхание. Это траурное мероприятие показало, что нельзя стереть эту главу из армянской и всемирной истории.
Демонстрация солидарности тоже впечатляла: президенты России, Франции, Сербии и Кипра, представители более 60-ти государств. В тот же день парламент Германии принял резолюцию, согласно которой, необходимо признать, что убийства полутора миллиона армян во время Первой мировой войны были геноцидом. Это большой шаг на пути к признанию геноцида армян немецким правительством. За несколько дней до этого Папа Римский Франциск сказал, что убийства армян были первым геноцидом ХХ века. Впервые Папа Римский встал на сторону армянского народа.
В преддверии столетней годовщины начала массовых убийств армян в Османской империи Армения приложила большие усилия для получения международного признания геноцида. Для них это очень важно, в том числе, и для современной национальной идентичности. Похоже, что они так и не пришли в себя. В годы Первой мировой войны армянский народ был наполовину уничтожен. Сегодня армяне живут с этой памятью.
В Израиле неоднозначно относятся к событиям 1915 — 1919 годов. На протяжении десятилетий официально Израиль избегал термина «геноцид» и обходился смягченными формулировками, такими, как «трагедия» и «гигантская катастрофа». Это отчасти объяснялось давлением со стороны Турции. Ведь если было убийство, то был и убийца. Вдобавок, существовало опасение, что признание геноцида армян оспорит уникальность трагедии Холокоста. В Кнессете время от времени проводились дискуссии, но они ни к чему не привели. В США еврейское лобби выступило против признания геноцида армян.
Отношения Израиля с Арменией не слишком развиты. Армения — маленькая и бедная страна. Там нет постоянного израильского посла, а в Израиле нет армянского посла. Торговый оборот между странами составляет всего семь миллионов долларов. На международной арене Армения обычно голосует против Израиля, традиционно поддерживая палестинцев, и ориентируется на Россию и Иран. Были взаимные визиты на уровне министров и депутатов, но отношения не развиваются.
С учетом всех обстоятельств, мы утверждаем: пора признать геноцид армянского народа. Именно сегодня и сейчас. Сходство армянской и еврейской трагедий поражает до дрожи. Еще в 1917 году Сара Ааронсон (שרה אהרונסון) писала, что еврейское население в Святой земле под властью Османской империи ждет такая же судьба. В обоих случаях речь идет о религиозном меньшинстве, в обоих случаях геноцид произошел во время мировых войн, в обоих случаях убийцы прибегали к помощи местного населения, чтобы уклониться от прямой ответственности.
Между этими трагедиями есть и разница, причем не только в количестве убитых. В годы Холокоста нацисты и их пособники убивали всех евреев подряд, и тем некуда было бежать, не было страны, в которой они могли бы укрыться. Турецко-армянские отношения знали множество войн на протяжении истории и отличались жестокостью с обеих сторон. Народы конфликтовали из-за территории.
Прибытие израильской делегации в Ереван стало важным шагом вперед. Впервые израильская официальная парламентская делегация участвовала в траурных мероприятиях в Армении. Но Израиль опасается сделать следующий шаг. Хотя между интересами и ценностями нам следует первым делом отстаивать ценности. Тот, кто требует признать геноцид своего народа, обязан признать преступления против других народов. Слово «Холокост» мы справедливо оставили за собой. Но мы не имеем права закрывать глаза на массовые убийства, которые начались с армян и продолжались весь ХХ век, отняв жизни миллионов людей.
На улицах Еревана мы видели огромные плакаты с двумя датами: 1915 и 1939, со словами «Если бы мы предотвратили 1915, то, возможно, 1939 не произошел бы». Возможно. Израиль не должен оставлять вопросы без ответов. На вопрос о том, был ли геноцид армян, мы, со всей скорбью, отвечаем утвердительно.
Депутаты Кнессета Нахман Шай («Авода») и Анат Берко («Ликуд») представляли Израиль на официальных мероприятиях в Ереване