Заказы на французские Rafale в Египте, Индии и Катаре могут рассказать много нового, как в плане мировой геополитики, так и с точки зрения позиций Франции на Ближнем Востоке. Однако в первую очередь они, как утверждал Серж Дассо (Serge Dassault), когда французским самолетам не удавалось добиться экспортных контрактов, говорят, что «потенциал продажи боевых самолетов в мире остается неизменным».
Окончание Холодной войны и сокращение оборонных бюджетов наводило на мысль о спаде заказов по всему миру. На самом же деле ничего подобного не видно.
Циклы модернизации в этой сфере длятся очень долго, и сегодня мы видим (к несчастью для будущего нашей планеты) ускорение темпов обновления военной техники. Оборонные расходы по всему миру (1,8 триллиона долларов за прошлый год) удерживаются на высоком уровне, а рост затрат на Ближнем Востоке, в Восточной Европе, Азии и Африке компенсирует сокращение американского военного бюджета.
Экспорт растет
Так, по данным Стокгольмского института исследований проблем мира, экспорт оружия в мире увеличился на 16% за период с 2010 по 2014 год по отношению к 2005-2009 годам: для США (они все еще сохраняют лидирующее положение на рынке) рост составил 23%, а для России — 31%. Кроме того, нельзя не отметить бурный рост китайского экспорта, который составил за это время 143%, подняв Пекин на третье место в рейтинге крупнейших поставщиков.
Страны Персидского залива и Азии в свою очередь являются крупнейшими заказчиками. Так, за рассмотренный период члены Совета сотрудничества арабских государства Персидского залива (Саудовская Аравия, Оман, Кувейт, Бахрейн, ОАЭ и Катар) нарастили закупки оружия на 71%. Франция играет в регионе особую роль, как показало присутствие Франсуа Олланда на собрании Совета сотрудничества 4 мая: он стал первым приглашенным на подобную встречу главой иностранного государства.
Поэтому вряд ли можно считать случайностью, что в числе трех стран, который заказали у Парижа Rafale с начала года, оказался Катар (24 самолета). Кроме того, поговаривают и о возможной сделке с ОАЭ, другим давним клиентом Франции.
Индия не первый год вела затяжные переговоры о покупке Rafale. За последние пять лет объемы ее оружейного импорта возросли на 15%, и властям в конечном итоге удалось договориться с Парижем о поставке 36 самолетов.
Египет же получит 24 Rafale (и фрегат для флота) под гарантии французского государства на половину контракта.
В общей сложности французская оборонная промышленность получила заказ на 84 машины. Договоры о поставках Rafale были подписаны после того, как оружейный экспорт страны вырос в 2014 году на 17% до отметки в 8 миллиардов евро. Таким образом, несмотря на провальный 2012 год, французский ВПК заработал с 2011 по 2014 год заказов более чем на 25 миллиардов. Результаты 2015 года (уже 15 миллиардов евро по Rafale, если верить министру обороны Жану-Иву Ле Дриану (Jean-Yves La Drian)) выглядят еще солиднее.
Кроме того, последние договоры говорят, что доверие к Франции на международном рынке не пострадало, несмотря на разногласия с Россией по поводу вертолетоносцев «Мистраль» из-за причастности Москвы к украинскому конфликту.
Все эти государства не назвать новыми рынками для Dassault Aviation. В Египте уже есть Mirage 5 и Mirage 2000, в Катаре — Mirage F1 и Mirage 2000, а в Индии Mirage 2000, которые недавно модернизировало французское предприятие.
Однако у всех этих клиентов имеются на вооружении и другие машины, начиная с российских МиГ и американских F-16 и F-18 индийской армии. Они могли бы выбрать самолеты конкурентов вроде шведской Gripen (как Бразилия) или российских и американских предприятий. Однако хотя Gripen и удалось взять верх над Rafale из-за конкурентоспособной цены (он дешевле примерно на 30%), у французского самолета есть весомое преимущество в боевых характеристиках.
Критика многоцелевой направленности
Что касается европейского конкурента Eurofighter (разработан Великобританией, Германией и Италией), он не может предложить столь же гибкого применения. И это ограничивает его возможности при проведении операций.
Французский самолет (специалисты прозвали его «швейцарским ножом») в свою очередь изначально разрабатывался для выполнения самых разнообразных задач (удары с воздуха, воздушный бой, разведка). Именно такой была цель создателей еще до того, как Dassault Aviation получила добро на запуск программы в 1988 году. Причем решение это далось нелегко: речь шла о сумме, эквивалентной нынешним 40 миллиардам евро.
У власти было много сомнений, в том числе в правительстве Жака Шиарака: тогдашний министр обороны Андре Жиро (André Giraud) беспокоился, что Франция в одиночку пускается в столь масштабную промышленную авантюру при том, что разрабатывавшийся в то же самое время Eurofighter мог рассчитывать на по умолчанию больший портфель заказов в связи с сотрудничеством нескольких государств в проекте. Это повлияло бы на стоимость самолета, состояние французского оборонного бюджета и конкурентоспособность на мировом рынке.
Тем не менее благодаря сильнейшему лоббированию и поддержке Франсуа Миттерана Dassault все же получил отмашку и увлек за собой тогдашних партнеров в лице Thomson и Snecma. Интересы оборонной промышленности и стратегии суверенитета тогда значили больше бюджетных императивов.
Программа навлекла на себя бурю критики, однако сегодня многоцелевой характер самолета становится преимуществом перед специализирующимися на чем-то одном конкурентами. Многозадачность Rafale позволяет оптимизировать ресурсы, что тем более важно, раз самолет приобретается на 30 лет, а предвидеть потребности в столь отдаленной перспективе не представляется возможным.
Кроме того, в реальных боевых условиях (в Афганистане, Ливии и Мали, а также операциях против ИГ в Ираке) французский самолет оправдал ожидания, идя на равных с американскими машинами в совместных операциях.
Технические ноу-хау
Как бы то ни было, Dassault (сейчас на военную отрасль приходится лишь 30% его оборота) — не единственная компания, которая приложила руку к этим успехам: на выпускаемые предприятием компоненты приходится 60% стоимости самолета. Решающую роль сыграли также Safran (выпускает изначально разработанные Snecma двигатели M88) и Thales (отвечает за бортовую электронику и радар). Не стоит забывать и о выпускаемом MBDA вооружении.
В общей сложности в производстве Rafale участвуют примерно 500 субподрядчиков различного уровня. С учетом всех этих заказом самолеты самым положительным образом отразятся на ситуации с занятостью: как отмечает Жан-Ив Ле Дриан, речь идет о 30 000 новых рабочих мест в оборонной промышленности сроком на несколько лет.
К тому же, с момента запуска программы Rafale самолет сильно изменился, вобрав в себя технологические инновации. Подписание договоров свидетельствует и о признании за границей французского опыта в данной высокотехнологичной отрасли. Военная авиация — это один из тех секторов, которые не терпят никаких компромиссов в применении инноваций, компьютеризации задач и формировании интерфейса человек-машина.
Ближневосточная геополитика
Не исключено, что в успех французского самолета внесла свой вклад и политика США: речь идет о позиции Америки по отношению к шиитскому Ирану, врагу суннитских монархий Персидского залива.
Как показало вмешательство в Йемене, Эр-Рияд методично утверждается в роли ближневосточного жандарма в противоборстве с Тегераном, чье влияние в регионе постоянно растет. Поворот в американской политике по поводу иранского атома не мог оставить равнодушными государства Персидского залива в во главе с Саудовской Аравией, которым итак пришлось не по душе укрепление позиций США на рынке черного золота.
Поведение Эр-Рияда и его отказ поддержать нефтяные котировки снижением производства (это еще больше усилило спад цен в связи с расширением добычи в Америке) многое говорит о похолодании в диалоге с Вашингтоном.
Межправительственные отношения играют ключевую роль в оборонных заказах, о чем свидетельствуют разногласия Парижа и Москвы по «Мистралям».
После назначения Жана-Ива Ле Дриана министром обороны, ему удалось укрепить связи с династиями Персидского залива, а также другими государствами, которые, как и Франция, ведут борьбу с терроризмом (это, например, относится к Египту). И Rafale сегодня пожинает плоды.