Предстоящие парламентские выборы в Великобритании считаются, пожалуй, самыми непредсказуемыми за все послевоенные годы. Возможность победы лейбористов реальна, то есть, Эд Милибэнд имеет все шансы стать первым евреем на посту главы британского правительства со времен Бенджамина Дизраэли, занимавшего должность премьер-министра в XIX веке. Эта ситуация проливает свет на сложность «еврейского вопроса» в Великобритании и во всей Европе.
Профессор Тим Бейл из Лондонского университета королевы Марии провел в 2014 году опрос, согласно которому, 83% избирателей не придают никакого значения еврейскому происхождению Милибэнда. При этом он теряет популярность среди еврейских избирателей. Эд Милибэнд часто гордо подчеркивает, что считает себя частью общины, но теряет голоса евреев из-за того, что часто критикует Израиль.
На фоне столь многочисленных сообщений о росте антисемитизма в европейских странах, включая Великобританию, может ли еврей занять резиденцию на Даунинг-стрит 10? Первый ответ — речь идет об антисемитизме другого типа. Евреи в Великобритании редко подвергаются открытой дискриминации, они не часто сталкиваются с проблемами в общественной сфере из-за своего еврейского происхождения. Но в последнее время они опасаются, что враждебное отношение к Израилю служит прикрытием обычным предрассудкам, то есть, антисемитизм прошел процесс «израилизации». Мусульмане и лево-либеральные круги игнорируют или даже оправдывают антисемитские действия отношением Израиля к палестинцам.
В Великобритании не было убийств евреев на почве антисемитизма, но община начинает задавать вопросы. Как сказал раввин Джонатан Сакс, для евреев «никогда больше» превращается в «еще раз». Дэнни Коэн, один из руководителей телевещания ВВС, сказал, что никогда еще не испытывал такого дискомфорта в Великобритании из-за своего еврейского происхождения, как в минувшие 12 месяцев, и это вынудило его задаться вопросом — действительно ли Соединенное королевство — это его дом? Выглядит, будто антисемитизм, о котором говорят британские евреи, связан с отношением к Израилю. В британских СМИ никто не рассматривает еврейское происхождение Эда Милибэнда в связи с выборами. Заявление о том, что еврей не может возглавить правительство, считается табу. Но старый антисемитизм никуда не делся.
Некоторые комментаторы отмечают, что частые упоминания «странности» и «неуклюжести» Милибэнда содержат скрытые антисемитские намеки. Журналист Independent что критические заявления в стиле «Милибэнд — не один из нас. Он очень старался вести себя, как один из нас, но потерпел полное фиаско» содержат откровенную антисемитскую подоплеку. Сам Милибэнд ни слова не говорил об этом публично, даже если и разделяет это мнение. Газета Daily Mail опубликовала статью о его покойном отце, профессоре Ральфе Милибэнде, который придерживался марксистских взглядов, под заголовком «Человек, который ненавидел Британию», и Эд Милибэнд откровенно возмутился попыткой усомниться в преданности отца государству, но и в этом случае лидер лейбористов воздержался от упоминаний об антисемитизме.
При этом Милибэнд никогда не скрывал свое еврейское происхождение, и часто говорил о корнях во время публичных выступлений. «Я не религиозен, но я еврей. У меня сложные отношения с иудаизмом. Но кто может похвастаться простыми отношениями со своей религией?» — сказал он однажды. Его родители были беженцами из Польши и Бельгии. В дома царила атмосфера воинствующего атеизма, но, несмотря на это, Эд Милибэнд и его брат Дэвид выросли, осознавая свое происхождение. В детстве они навещали жившую в Тель-Авиве бабушку, а дома звучал идиш.
Тем не менее, жена Милибэнда — не еврейка, и он охотно фотографируется на фоне рождественской елки, стоящей в его доме. Фото, на котором было видно, что на столе был сандвич со свининой, играло важную роль в лейбористской пропаганде в пользу Милибэнда. Перед выборами Милибэнд рассказал историю своей семьи беженцев, прибывших в Великобританию без средств, но все равно преуспевших на новой родине. Никаких особых еврейских черт в этой истории нет. Разве только в более универсальном смысле, в истории о том, что бедные иммигранты в состоянии стать настоящими британскими патриотами. Об этом он написал статью под заголовком «Патриотизм беженцев». Посетив Израиль в 2014 году, он назвал эту страну «домом еврейского народа». Он встретился с израильскими и палестинскими лидерами, посетил музей памяти жертв Холокоста «Яд ва-Шем», но и там говорил, в основном, о преследованиях и гонениях в целом, а не о евреях. К Стене Плача в сопровождении журналистов Милибэнд не ходил.
Британские евреи пытаются ответить на вопрос о степени еврейства Милибэнда, и о том, каким будет его отношение к общине в случае победы. Опрос Jewish Chronicle показал, что только 13% из них считают Милибэнда хорошим премьером для евреев. Столь низкий уровень доверия к нему связан с тем, что он не выказывает поддержки Израилю. Это особенно ярко проявилось во время антитеррористической операции «Нерушимая скала» летом 2014 года. Когда премьер-министр Дэвид Кэмерон встал на сторону Израиля, подчеркнув право израильтян на самооборону, Эд Милибэнд критиковал его «за молчание о гибели невинных палестинцев». Лидер лейбористов голосовал за признание палестинского государства и выступал с речью на конференции пропалестинского движения, которое выступает за бойкот Израиля.
Похоже, большинство британских евреев используют отношение к Израилю как критерий для определения «своего». Милибэнд провалил экзамен на фоне растущего давления на евреев Европы из-за «израилизации антисемитизма». Его кандидатура показала дилемму еврейских политиков — насколько они могут быть евреями, насколько им позволено демонстрировать симпатию к Израилю или критиковать еврейское государство.
Профессор Шейн возглавляет кафедру политологии в тель-авивском университете, доктор Грин преподает в этом университете