Второе Минское соглашение уже ничего не стоит. В действительности Москва, а затем и Киев, нарушили его с самого начала. В результате почти каждый сейчас ждет, что, как только сложатся благоприятные условия, Россия начнет новое наступление то ли на Мариуполь, то ли на военно-промышленный центр в Харькове, а может, выберет еще какую-то другую цель. При таких обстоятельствах не только украинскому правительству, но и правительствам Запада, следует разрабатывать стратегию для Украины. И стратегия, которая бы дала возможность Западу и Украине противостоять угрозам Москвы, должна соответствовать многомерным угрозам, с которыми будут иметь дело обе стороны. Это значит, что Киев и его союзники за рубежом должны у себя дома неустанно заявлять, что эта война угрожает не только безопасности Украины, но и европейской, и международной безопасности. А также, что это вовсе не просто гражданская война между украинцами.
Кроме того, это также значит, что недостаточно просто предоставить Украине оружие, которое ей так необходимо и о котором она просит, чтобы защитить себя. Неспособность решить проблемы, которые возникли на Украине в нынешней ситуации, и дать отпор опасности со стороны России обеспечит успех кампании России. Ее цель — сделать Украину неуправляемым государством, изолировать ее и Европу, и открыть путь или к последующим территориальным «ампутациям», или к новому антимайдану, который заменит нынешнее правительство таким, которое больше подойдет Путину. Именно поэтому стратегия должна быть многомерной, а также иметь постоянную поддержку Запада и международного сообщества.
На военном уровне эта стратегия может заключаться в предоставлении Украине оружия, о котором она неоднократно просила, и которое позволит ей защитить себя и увеличить расходы России на ее продолжающуюся агрессию. К сожалению, на данный момент вести наступление на Россию или попробовать отвоевать Крым — невыполнимые военные операции. Предоставление необходимого оружия должно также сопровождаться программой Запада, направленной на помощь в реформировании украинской армии и превращении ее и командных структур в эффективную, демократическую боевую структуру, которая бы в демократических процедурах была подотчетной гражданской власти. Также нужно трансформировать и структуры внутренней безопасности, например милицию, поскольку со стороны России существует много угроз, с которыми придется милиции иметь дело.
В то же время необходимо продолжать проводить демократические реформы, искоренять коррупцию, открывать экономику, чтобы доказать Западу, что Украина заслуживает помощи. Сейчас стало понятным, что стратегия изолирования Украины в Европе является неотъемлемой частью политики России. Она намерена до 2019 года аннулировать все энергетические контракты, оставив Украину отрезанной от всего газа, кроме российского, без какой-либо возможности влиять на Москву в качестве транзитного государства. В ответ Украина должна использовать каждую возможность, чтобы вызвать желание у западных энергетических фирм инвестировать на Украину, искать как традиционные нефть и газ, так и нетрадиционные — сланцевый газ и нефть. Процесс получения газа от соседей должен продолжаться и активизироваться, а ЕС должен продолжать объединение энергосистем по всей Восточной Европе, и также включить Украину в свою сеть. В то же время важно, чтобы США сделали необходимые инвестирования и изменили бы свое законодательство с целью облегчения широкомасштабного экспорта нефти и газа в Европу.
В большем макроэкономическом масштабе не менее важно создать условия для распространения демократической приватизации и уменьшения коррупции в экономике и государстве, не только для того, чтобы поразить Запад, но и для того, чтобы укрепить безопасность страны, чтобы противодействовать проникновению разных политических и уголовных организаций России, как это было в 1991 году. Избавиться от олигархического контроля — вопрос не только интересов, но и безопасности, поскольку коррупция разрушает фундамент государственности. Только таким образом Украина сможет продолжать получать необходимую помощь, и тогда будет способна вытянуть себя своими собственными усилиями. А в конечном итоге Украина сможет претворить в жизнь недавно принятые законодательные акты о присоединении к ЕС и НАТО. Таким образом, систематические реформы, это не только хорошая политика, но и гарантия усиления безопасности.
Наконец Запад и Украина должны разработать и профинансировать эффективную информационную стратегию, чтобы русскоязычным жителям Донбасса и России донести правду об этой военной агрессии. Это также важно для того, чтобы противостоять российской информационной войне внутри и за пределами России. Украина и ее партнеры должны донести аудитории, что Россия ведет террористическую кампанию, которая разрушает Россию, приводя к многим тысячам смертей, а также тратит на это большие средства, отнимая у россиян их безопасность и процветание. Автор слышал отчеты, что война стоит Москве 120 миллионов долларов в день. Такие цифры необходимо проверить и донести до российского народа, поскольку для поддержки аннексии Крыма Москва вынуждена была урезать пенсии и важные инфраструктурные проекты в России, увеличить расходы на оборонные программы и т.п. Более того, санкции — это не часть кампании против российской агрессии, а прямой ответ на открытую агрессию. Русскоязычное население Донбасса, которое страдает от гангстерской тактики своих российских оккупантов не меньше, тоже должно услышать это послание, в то время как Киев должен показать словом и делом, что он не забыл и не забудет об этих людях. Если Запад и Украина смогут найти способ поддерживать эту стратегию и такого рода многомерное противостояние терроризму Москвы и войне, тогда они смогут противостоять России более чем просто с надеждой на успех.