Сохранились немногочисленные следы той убийственной ошибки — они тщательно отреставрированы, находятся под специальным защитным стеклом. В здании берлинского Рейхстага можно увидеть сегодня 159 граффити на кириллице — в основном, в северном и восточном коридорах, а также в юго-западном лестничном проходе. Кроме надписей вроде «Мы дожили до руин Берлина и очень счастливы» здесь имеются и фразы непристойного содержания, как «Я тр*** Гитлера в ж***!»
Но намного более важными представляются те немногочисленные надписи, которые разъясняют, почему вообще вокруг здания Рейхстага развернулось последнее сражение Третьего Рейха. «Мы были в Рейхстаге, пещере Гитлера!», нацарапали капитан Кокюшкин и старший лейтенант Красников 15-го мая 1945 года на стене рядом с лестницей. Еще более кратким оказался капитан Катников, оставивший надпись в восточном коридоре — «Постыдная смерть. Укрытие Гитлера».
Красноармейцы, вероятно, считали здание парламента в необарочном стиле сердцем Третьего Рейха, поэтому бросились на его завоевание, не оглядываясь на возможные жертвы в своих рядах. «Рейхстаг превратился практически в место паломничества», — заметил советский военный писатель Константин Симонов 2-го мая 1945 года о привлекательности дымящихся руин для его товарищей.
Уже 29-го апреля 1945 года с северо-запада к зданию Рейхстага пробились первые советские войска. Во второй половине дня 30-го апреля после многочасового артиллерийского обстрела солдаты 380-го, 756-го и 674-го советских пехотных полков начали штурм дымящихся руин. Красная армия получила приказ — взять именно здание парламента, как символ победы, и произойти это должно было до 1-го мая, второго по значимости советского праздника.
Полковник Жинченко, один из полковых командиров, позднее описывал те дни в своих мемуарах с пропагандистским оттенком: «Для меня есть только один приказ — флаг должен развеваться над Рейхстагом!».
Однако это было хотя и сильно поврежденное, но благодаря массивной постройке внутри все еще цельное здание, которое защищали подразделения вермахта и СС. Они отчаянно и тактически грамотно оказывали сопротивление штурмующим здание красноармейцам, затем отступили в подвальные помещения. Сколько человек погибло при бессмысленном с военной точки зрения штурме Рейхстага, неизвестно. По меньшей мере, 2000 советских солдат и несколько сотен немцев.
Впервые красный влаг был вывешен 30-го апреля 1945 года около 11 часов вечера из окна на втором этаже здания — но бои все еще продолжались, люди гибли дальше. Только во второй половине дня 1-го мая последние защитники вышли из подвалов, по всей видимости, по отопительному тоннелю к Шпрее. В первой половине дня 2-го мая военный фотокорреспондент Евгений Халдей сделал тот самый снимок, который стал символом битвы за Берлин — два красноармейца водрузили развевающееся красное знамя на крышу Рейхстага.
Огромное количество пролитой крови при взятии здания Рейхстага было особенно бессмысленным, поскольку Рейхстаг никогда не служил укрытием немецкого диктатора, не был его «пещерой». Бункер Гитлера располагался в саду рейхсканцелярии, на расстоянии около километра к юго-востоку. До самого последнего момента его расположение было неизвестно красноармейцам. Только 2-го мая советские медсестры в поисках трофеев наткнулись на подземное сооружение, и только спустя неделю стало известно о местонахождении бункера фюрера.
Рейхстаг никогда не был убежищем Гитлера, руководитель НСДАП за всю свою жизнь появлялся в этом здании всего лишь несколько раз. Хотя ему была близка архитектура Пауля Валло, он презирал это здание как символ парламентаризма и Веймарской республики.
Согласно истории партии, фюрер до своего назначения на пост рейхсканцлера ни разу не появлялся в построенном в 1894 году здании — но это не соответствовало действительности. Известно, что руководитель партии 13-го марта 1925 года вместе с семью депутатами народной партии посетил ресторан, расположенный в Рейхстаге. Но это был его единственный визит вплоть до 30-го января 1933 года.
Гитлер никогда не выступал в Рейхстаге. Избранным депутатом он стал 5 марта 1933 года, и во время существования Третьего Рейха заседания немецкого парламента проходили в «украшенном» свастикой зале в расположенной неподалеку Кролль-опере — там, где сегодня южнее ведомства канцлера находится лужайка с редко посаженными деревьями.
Почему призыв советских завоевателей Берлина звучал именно таким образом — «На Рейхстаг!»? Почему Красная армия получила задание водрузить красный флаг именно здесь? Каким образом он ошибочно стал символом победы над гитлеровской Германией?
Ответы на эти вопросы можно найти в воспоминаниях Жинченко. Он записал, что военный комиссар говорил своим солдатам перед штурмом: «Отсюда в 1933 году фашисты на глазах у всего мира начали свой кровавый поход против коммунизма. Здесь мы должны подтвердить падение фашизма. Это имеет политическое и военное значение».
Имеется в виду, по всей видимости, поджог Рейхстага вечером 27-го февраля 1933 года. Тогда находящийся у власти всего четыре недели Гитлер интерпретировал пожар в зале пленарных заседаний как предвестник предстоящего восстания немецких коммунистов. Хороший повод, чтобы со всей жестокостью обрушиться на всех сторонников коммунистической партии и социал-демократов. Тысячи политических противников НСДАП были задержаны в течение 48 часов, большая часть из них подверглась пыткам в последующие недели, десятки были убиты.
Вместе с тем, коммунисты не имели никакого отношения к поджогу. По свежим следам был задержан психически неуравновешенный голландец Маринус ван дер Луббе (Marinus van der Lubbe). Он признался в совершенном преступлении на допросе и в суде. У ван дер Луббе не было пособников в СС, как многие позднее полагали и на протяжении более 80 лет утверждали сторонники теории заговора.
Первое разрушение Рейхстага в результате поджога косвенно привело и ко второму разрушению в финальной битве за Берлин. Потому что только вызвавший широкий международный резонанс процесс над голландцем и четыре невинно осужденных коммуниста сделали здание Рейхстага известным на весь мир. Узнал о нем и Сталин в Москве.