Международная федерация футбола (ФИФА) считается своеобразным «гнездом коррупции». Ее президент Зепп Блаттер (Sepp Blatter) в последнее время преподносит себя публике скорее как политик, нежели как функционер. Новый документальный фильм телеканала ARD доказывает, что его руки, мягко говоря, не очень чисты.
Для многих футбольных болельщиков ФИФА давно уже не имеет ничего общего со спортом. Вместо этого имя ее президента Зеппа Блаттера постоянно упоминается в связи с коррупцией и другими нелегальными махинациями. В документальном фильме телеканала ARD «Кто продал футбол» (Wer verkaufte Fußball), показанном в понедельник вечером, приведены доказательства того, что для многих и без того давно уже было очевидно: ФИФА олицетворяет зло.
Через три недели президент и единоличный правитель ФИФА Зепп Блаттер рассчитывает быть переизбранным на этот пост в пятый раз. Хотя самим фактом своего участия в выборах 79-летний Блаттер нарушает слово, данное им четыре года назад: тогда он пообещал покинуть свой пост по истечении нынешнего срока полномочий.
Однако он вновь участвует в выборах, и совершенно очевидно, что выборы эти будут пустой формальностью. Потому что у Блаттера есть масса важных связей — руководители национальных федераций футбола со всего мира чувствуют себя в долгу перед ним за его большие пожертвования. Так, все 54 национальные федерации Африки уже гарантировали Блаттеру свою поддержку, и одних только этих голосов уже достаточно для его переизбрания.
Штаб-квартира ФИФА располагается в Швейцарии. Федерация зарегистрирована как некоммерческая организация и, по закону, освобождена от уплаты налогов. Имея при этом годовой финансовый оборот в размере более миллиарда евро. «На добровольной основе» ФИФА в 2013 году заплатила в казну около 17 миллионов швейцарских франков. Запросы по поводу отъема у футбольного союза налоговых привилегий вносились в швейцарский парламент уже неоднократно, но каждый раз безуспешно.
ФИФА очень искусно реинвестирует собственные доходы. Так, ежегодно она «потрошит» национальные федерации футбола на 250 тысяч евро. Это существенные средства для таких стран как, например, Гондурас или Парагвай, по которым Блаттер в последние месяцы прокатился в рамках своей «избирательной кампании».
Его соперник Луиш Фигу (Luis Figo) также участвует в закрытых мероприятиях. Но назвать это «предвыборной борьбой» язык не поворачивается, потому что говорить при этом дозволено лишь Блаттеру, но не его оппонентам. При этом Блаттера почитают (при его потворстве), как святого. Так, президент Федерации футбола Доминиканской республики Осирис Гузман (Osiris Guzman) называет его «провидцем» и ставит в один ряд с Уинстоном Черчиллем, Папой Римским и (это не шутка!) матерью Терезой.
В Европе на такое почтение Блаттеру рассчитывать уже не приходится, причем не только после того, как Катар был назван организатором чемпионата мира 2022 года. Еще задолго до этого были подозрения по поводу «чистоты» голосования 22 членов Исполнительного комитета ФИФА в декабре 2010 года. Доказательства содержатся опять же в документальном фильме ARD.
Потому что Фаедра Альмаджид (Phaedra Almajid), бывшая тогда членом катарского организационного комитета, теперь нарушила молчание. Заявка Катара еще незадолго до голосования признавалась экспертами ФИФА наихудшей из всех, и тем не менее, турнир 2022 года пройдет именно там. Зимой. При этом финал состоится в четвертый Адвент (18 декабря — в последнее воскресенье перед католическим Рождеством — прим. пер.). Альмаджид рассказала о тайных встречах с тремя членами Исполкома ФИФА за кулисами заседания в Луанде (Ангола). Их голоса Катар, по ее словам, «купил» за 1,5 миллиона долларов. Все трое и раньше были замешаны в коррупционных скандалах.
Первый из них — Амос Адаму (Amos Adamu) из Нигерии. Он уже предлагал кое-кому свой голос за деньги — и попался на этом. За это он был дисквалифицирован ФИФА на три года и больше не имеет права участвовать в голосованиях. Сам он смотрит на ту ситуацию спокойно: «Это как в футболе. Игрок, получивший “красную карточку”, пропускает два матча и играет дальше». Кроме того, Адаму утверждает, что вообще не участвовал в заседании в Анголе. Впрочем, он присутствует на сделанных там фото, доказывающих, таким образом, что он лжет.
Второе имя, которое назвала Фаедра Альмаджид: Жак Анума (Jacques Anouma) из Кот-д‘Ивуара. Он был когда-то «правой рукой» бывшего правителя этой страны Лорана Бгабго (Laurent Gbabgo), который позднее предстал перед Международным трибуналом в Гааге за преступления против человечества.
Третье и последнее имя: Иссар Хайяту (Issar Hayatou), член Исполкома ФИФА с 25-летним стажем. Он считается доверенным лицом Блаттера в Африке. Его имя еще несколько лет назад фигурировало в списках коррупционеров, в связи с чем ему пришлось покинуть Международный Олимпийский Комитет, членом которого он тогда также являлся. ФИФА, впрочем, не стала изгонять его из своих рядов.
После обвинений в нечестных выборах страны-хозяйки ЧМ-2022 Зепп Блаттер объявил о скором реформировании ФИФА. Но, как ни удивительно, он по-прежнему сотрудничает с такими персонажами как Хайяту. По поводу обвинений не высказывались ни Хайяту, ни Блаттер, который, кстати, проигнорировал несколько запросов со стороны продюсеров ARD. Вобще-то, должны были быть созданы новые комиссии по расследованию обвинений в коррупции, но на деле этого не произошло. Вместо этого Блаттер просто объявил: «Коррупции больше нет. Решение, принятое в 2010 году, остается в силе. В нашем правительстве вновь царит единство».
Он не случайно употребил слово «правительство». Зепп Блаттер, работающий в ФИФА на протяжении 40 лет и уже 17 руководящий ей, считает себя, по сути, политиком. Сама же «семья ФИФА», насчитывающая 1,6 миллиарда членов, является крупнейшей в мире. Это больше, чем население Китая или Индии. Процитируем Блаттера: «Я единственный человек в мире, который может выступить в любой стране и которого обязательно примет президент этой страны».
При этом Блаттер, будучи президентом ФИФА, ведет себя, как диктатор, и даже позволяет себе вмешиваться в политику тех или иных стран. После того, как право на проведение ЧМ-2018 получила Россия (это решение также было принято в 2010 году), Кремль принял новый трудовой кодекс, который открыто называют «Законом ФИФА».
Этот закон отменяет действующее трудовое право и значительно ограничивает права рабочих, участвующих в строительстве будущих стадионов, в части размера заработной платы и права на отпуск — по сути, они, таким образом, попадают в рабство. Принятие данного закона (в документе это написано черным по белому) было условием ФИФА, без выполнения которого Россия просто не получила бы права на организацию турнира.
Шаран Барроу (Sharan Burrow), член Международной федерации профсоюзов в Брюсселе, высказался на этот счет недвусмысленно: «ФИФА может требовать эксплуатации рабочих до их полного истощения. С другой стороны, она утверждает, что борется за мир и права человека. В сердце ФИФА кроется зло». ФИФА поздравила Россию с принятием данного закона.
При этом незадолго до голосования российская заявка на проведение ЧМ так же, как и катарская, была признана одной из худших. Несмотря на ситуацию вокруг Катара, турнир в России является главной проблемой Блаттера: расходы на его проведение уже сейчас вдвое превысили расходы на ЧМ-2014 в Бразилии. И это притом, что еще не построено и половины стадионов.
Тем не менее бизнес, связанный с Россией, похоже, весьма выгоден Блаттеру: критические голоса по поводу проведения турнира в этой стране жестко подавляются. Так, недавно российское правительство объявило местное отделение международной правозащитной организации Transparency International «иностранным агентом», а президент Путин рассчитывает, что проведение футбольного «мундиаля» станет таким же успехом российской пропаганды, как и недавние Олимпийские игры в Сочи. Transparency International знает, каким образом Россия получила голоса в свою поддержку: при этом были задействованы хитроумные схемы, благодаря которым случаи коррупции практически невозможно доказать — в деле было задействовано большое количество подставных компаний.
Так, в подготовке российской заявки на проведение ЧМ-2018 участвовал газовый концерн «Газпром». Теперь появились доказательства, что Газпром буквально за несколько дней до голосования в 2010 году через свое дочернее предприятие заключил «деликатное» соглашение с кипрской фирмой Petrolina Holding, которая, свою очередь, принадлежит Мариосу Лефкаритису (Marios Lefkaritis), крупному предпринимателю, члену Исполкома ФИФА, участвовавшему в голосовании, когда право проведения ЧМ-2018 было отдано России.
Последний пытался отрицать всякую связь с Газпромом — до тех пор, пока съемочная группа ARD не предъявила ему доказательства обратного. Лишь после этого он вспомнил, что дочерняя компания Газпрома является клиентом его фирмы. Вскоре после голосования оборот Petrolina Holding вырос на 30%. Кроме того, Газпром с тех пор является партнером ФИФА.
Кстати, Лефкаритис заключил выгодную сделку и с Катаром, в выборах которого страной-хозяйкой ЧМ-2022 он также участвовал. Катарцы купили у предпринимателя участок земли на Кипре стоимостью ни много ни мало 32 миллиона евро. Но эта сделка, конечно же, «никоим образом не повлияла на то, за кого я отдал свой голос», уверяет владелец Petrolina Holding.
В том, что Катар и в других случаях проявил «находчивость» с целью получения голосов в свою пользу, сомневаться не приходится. Это государство на берегу Персидского залива считается богатейшим в мире, занимая при этом территорию, вдвое меньшую, чем немецкая федеральная земля Гессен. Население страны составляет два миллиона человек, из которых полтора являются гастарбайтерами.
Многие из них, уроженцы Непала, Бангладеш или Индии, «пашут» на стройках в преддверии ЧМ-2022, строя стадионы, улицы и гостиницы — ведь инфраструктуру для крупного международного турнира, который состоится посреди пустыни, еще тоже только предстоит создать. После смерти нескольких рабочих на «футбольных» стройках во всем мире поднялась волна критики в адрес ФИФА, и той пришлось пообещать улучшить условия жизни рабочих. Блаттер же назвал будущий турнир «катализатором положительных изменений».
В фильме, впрочем, представлена совсем иная картина: рабочие живут в нечеловеческих условиях, размещаясь иногда по 16 человек на 16 квадратных метрах. Ни о каких кондиционерах при этом, конечно, даже речи нет, и это притом, что температура воздуха летом достигает 60ºС.
Гигиенические условия также невозможно описать словами. Во время съемок сотрудников ARD задержала полиция и продержала под арестом пять дней. Аппаратуру же съемочная группа получила обратно через четыре недели — частично поврежденной и со пустыми информационными носителями.
В месяц рабочие зарабатывают менее 200 долларов, что составляет лишь три четверти от суммы минимальной зарплаты, о которой Катар договорился с правительством Непала. Граждане этой страны, интересующиеся работой в Катаре, знают, на какой риск идут. Тем не менее, условия жизни и труда на родине заставляют молодых мужчин отправляться на побережье Персидского залива — их семьи живут, главным образом, на их зарплату.
Фильм ARD проливает также свет на то, как, к примеру, распределился средствами, выделенными ФИФА на развитие спорта, президент Федерации футбола Кении. В руки съемочной группы попали банковские документы за 2011-2013 годы, доказывающие поступление денег и их выдачу наличными главе Федерации. В общей сложности речь идет о сумме порядка полумиллиона долларов. ФИФА, несмотря на доказательства, отказывается расследовать эти инциденты, хотя в самой Кении президент Федерации футбола числится в списке коррупционеров. Возможно, ему будет дозволено принять участие в предстоящих выборах президента ФИФА.
Однако, несмотря на многочисленные скандалы последних лет, связанные с ФИФА, Йозеф Блаттер 29 мая в Цюрихе скорее всего вновь будет переизбран главой Международной федерации футбола. Несмотря на наличие нескольких конкурентов, этот вопрос, по сути, уже решен.