Первая глава называется «На ужин подавали окорок дикого кабана» — об исторической встрече в Беловежской пуще, на которой было принято решение распустить Советский Союз. Последняя глава: Quo vadis: Украина, Россия, Европа?
«Эта книга — результат, можно сказать, 25 летней работы — публикаций и путешествий по стране», — говорит Юнссон. Книга была задумана шесть-семь лет назад, но писатель отвлекся на другую историю — на книгу «Сталинские убийства в Катыни». Перед этим была «Польша в истории». И вот книга об Украине.
«Поводом к написанию книги послужил тот факт, что никогда еще в Швеции и на шведском языке не выходила ни одна более или менее значительная книга об Украине. С 1920 годов украинская историческая школа развивалась в Северной Америке, в Торонто и Гарварде. Многие из работ украинских историков были изданы сначала на английском языке», — рассказывает Юнссон.
Юнссон — историк по образованию, более трех десятилетий работал иностранным корреспондентом разных шведских СМИ. Живет он последние три десятилетия в Варшаве. Его книги — плод, в некоторой степени, любви к этому уголку Европы.
«Конфликты на земле, которая является сегодня территорией Украины, возникали в течение многих столетий. Не только российские войска шли по стране, но и шведские, и польские и войска Османской империи», — подчеркивает историк.
Юнссон описывает в своей книге влияние сверхдержав, окружавших Украину, на ход ее исторического развития и прослеживает возникновение украинского национального самосознание, которое по-настоящему начало формироваться во времена Войска Запорожского и Богдана Хмельницкого.
Красная нить книги — реализация истории в современности.
«Настоящее, прошлое и даже будущее каким-то образом переплетаются с тем временем, в котором мы живем сейчас, — замечает Петер Юнссон. — Это касается и современной Украины и происходящего там конфликта. Нельзя обойти стороной русскую историю, когда пишешь об украинской истории, так же, как нельзя обойти польскую историю, османскую или австро-венгерскую. И я начинаю книгу распадом СССР, потому что Украина и, прежде всего, Леонид Кравчук сыграли решающую роль в том, что происходило в течение нескольких месяцев перед тем, как распался Советский Союз. И если я возвращаюсь к этому в конце книги, то потому, что российская внешняя политика, персонифицированная с Владимиром Путиным, направлена на то, что подмять под себя и доминировать над теми территориями, которые входили когда-то в Советский Союз».
Историк не согласен с мнением, что Запад и Россия пытаются сегодня перетянуть на себя «одеяло» Украины. «На самом деле, — говорит Юнссон, — украинцы сами, большинство из них, решили, что их будущее развитие должно быть связано с западноевропейской культурой и цивилизацией. Инициатива интеграции со странами Запада исходит от самой Украины. Против этого — Владимир Путин и Россия».
Юнссон считает, что одно из отличий российского и украинского общества в том, что на Украине за последние 25 лет возникли четыре крупные гражданские движения: «Рух», «Украина без Кучмы», Оранжевая революция и, наконец, Евромайдан.
«В организованных протестах Евромайдана тем или иным образом участвовали 10 миллионов человек, — Юнссон считает, что это тоже связано с украинской историей, которая носит более центрально-европейский характер, а не русский. — И, если посмотреть на то, что происходило, начиная с 2004 года, то мы увидим, что Запад проводил довольно жесткую политику в отношении ориентации Украины на западный путь развития. Историческая реальность никак не подтверждает тезис Путина и его идеологов, тезис о том, что Запад, используя Украины, хочет вплотную подобраться к России».
Еще одна мысль, которую проводит в своей книге Юнссон: украинцы более свободны, чем русские, и готовы драться за свою свободу: «А как иначе можно объяснить то, что происходило последние годы, и Оранжевую революцию и результаты множества исследований общественного мнения, говорящих о том, что избиратель выступает за политику ориентации на Запад?