Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
https://inosmi.ru/20150508/227929073.html
5 самых грозных самолетов российских ВВС
5 самых грозных самолетов российских ВВС
5 самых грозных самолетов российских ВВС
ВВС России уступают советским, но они все равно обладают большой ударной мощью. В 1990 году ВВС Советского Союза насчитывали более 10 тысяч самолетов и... | 08.05.2015, ИноСМИ
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
ВВС России уступают советским, но они все равно обладают большой ударной мощью. В 1990 году ВВС Советского Союза насчитывали более 10 тысяч самолетов и вертолетов. То, что остается сегодня, – примерно пятая часть советских военно-воздушных сил. Однако самолеты, стоящие сегодня на вооружении, представляют собой самое смертоносное оружие конца холодной войны. Рассказ о пяти из них – в фотоленте.
В 1990 году ВВС Советского Союза насчитывали более 10 тысяч самолетов и вертолетов, не считая находившихся в составе сухопутных войск (где были в основном вертолеты). В это число входили не только летательные аппараты собственно ВВС, подразделявшиеся на фронтовую авиацию, дальнюю авиацию и военно-транспортную авиацию, но и средства советской противовоздушной обороны, а также морской авиации.
В совокупности на этих силах лежали следующие задачи: поддержка наступления Красной Армии, проведение стратегических военных действий против США с применением ядерного оружия, препятствие судоходству в Атлантическом и Тихом океанах и защита территории Советского Союза.
Времена изменились. Советские ВВС были поделены между странами-преемницами СССР, а в период экономического коллапса 1990-х годов пережили драматическое сокращение. То, что остается сегодня, – примерно пятая часть советских военно-воздушных сил (оценки могут разниться в зависимости от мнений о боеготовности). Но имеющиеся сегодня на вооружении машины – самое смертоносное оружие конца холодной войны. В статье проводится анализ пяти таких самолетов.
На завершающем этапе холодной войны самолеты семейства Flanker (по натовской кодификации) стали создавать все более серьезные проблемы для ВВС Запада. Разрабатывались они как современные истребители нового поколения, а на вооружение стали поступать в момент, когда начался распад Советского Союза.
За это время Су-35 зарекомендовал себя как универсальная платформа, способная подвергаться многочисленным модификациям и переделкам. Сегодня Flanker используется как самолет палубной авиации в ВМС двух стран, выполняет задачи истребителя завоевания превосходства в воздухе и истребителя-штурмовика дальнего действия.
Су-35 – самая грозная машина из семейства Flanker. Это исключительно маневренный и хорошо вооруженный самолет, способный соперничать с самыми лучшими западными машинами, даже с F-22 Raptor. В настоящее время в Российской Федерации на вооружении находится 34 самолета Су-35 и еще десяток машин на подходе. Поскольку самолет ПАК-ФА сталкивается с определенными проблемами, Су-35 может еще довольно надолго остаться лучшим истребителем в российских ВВС.
Бомбардировщик Ту-22М Backfire был одним из «убойных приложений» времен холодной войны – он стал им за сорок лет до того, как мы узнали, что такое убойное приложение. Созданный как средний и дальний стратегический бомбардировщик, этот самолет нашел свою нишу, став охотником за авианосцами, действующим в составе крупной стаи.
Backfire – сверхзвуковой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла. В военных кругах на Западе он мгновенно вызвал оцепенение: его предназначение сразу стало понятно. Его появление создало серьезные проблемы для национальных систем ПВО (Ту-22М мог обогнать или, по крайней мере, превосходил по дальности многие имевшиеся перехватчики) и бросило мощный вызов противовоздушной обороне флотов.
В российских ВВС на вооружении остается примерно 90 Ту-22М, а еще примерно 50 действуют в составе морской авиации. Backfire выполняет задачи по морскому патрулированию, а со времен афганской войны используется для нанесения бомбовых ударов и ведения разведки. В случае возникновения конфликта между Россией и каким-то серьезным противником Ту-22М будет представлять немалую опасность для его военно-морских сил.
Истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия Миг-31 Foxhound, созданный на основе МиГ-25 Foxbat, – высшее достижение советской конструкторской мысли времен холодной войны. Обладающий высокой скоростью, мощной РЛС и большой дальностью МиГ-31 разрешил множество серьезных проблем, которые были у его высококачественного предшественника. Он способен эффективно вести охоту за западными самолетами вдоль российской границы, а также в Арктике. В частности, благодаря своей высокой скорости он исключительно результативен при нанесении ударов по районам сосредоточения войск НАТО, поскольку способен провести разрушительную атаку, а затем вернуться в воздушное пространство России.
В составе российских ВВС действует примерно 200 машин МиГ-31, которые патрулируют воздушное пространство страны и демонстрируют военную мощь России в Арктике. В предстоящие 15 лет Москва планирует списать остающиеся у нее МиГ-31, заменив их новыми самолетами, но из-за трудностей, существующих в российской авиационной промышленности, этот перехватчик может еще долго летать в составе российских ВВС.
Почтенный «Медведь» со всеми своими вариантами многим кажется самым абсурдным анахронизмом холодной войны. Задуманный в 1950-х годах как стратегический бомбардировщик, громоподобный Ту-95 за прошедшие 60 лет был приспособлен для решения множества задач. Как и В-52, современные Ту-95 подверглись масштабной модернизации. Они до сих пор выполняют некоторые задачи, в частности, ведут дальнюю разведку, осуществляют морское патрулирование и демонстрируют «ядерное присутствие».
Конечно, «Медведь» в любой своей конфигурации чрезвычайно уязвим практически для любого современного западного перехватчика. В случае возникновения конфликта Ту-95 будут производить пуски крылатых ракет по целям НАТО с безопасного расстояния (они будут оставаться в российском воздушном пространстве), а также вести наблюдение за ответными действиями Запада. На вооружении в российских ВВС остается 58 «Медведей» из 500 (еще 24 действуют в составе российского ВМФ как противолодочные самолеты – они называются Ту-142).
Советский аналог американского A-10 Warthog Су-25 (по кодификации НАТО Frogfoot) остается исключительно эффективным по своему ударному воздействию штурмовиком. Су-25 был создан для нанесения ударов по сухопутным силам НАТО в Центральной Европе на случай всеобщего наступления войск Варшавского договора. Этот самолет принимал участие в многочисленных конфликтах по всему миру. В 1970-е и 1980-е годы было построено более тысячи таких штурмовиков, а сегодня на вооружении в России их остается около 200.
Су-25 хорошо послужил в Афганистане, в первой и второй чеченских войнах, в ирано-иракском конфликте, а также во многих других конфликтах, связанных с упадком и распадом Советского Союза. В прошлом году Су-25 сыграл важную роль в борьбе международных сил против ИГИЛ, а также в ходе украинско-российского конфликта. Во время конфликта на Украине обнаружилось, что этот штурмовик плохо защищен от современных зенитных систем. Россия и пророссийские ополченцы сбили несколько украинских Су-25.
Все эти самолеты поступили на вооружение в период холодной войны. Некоторые, такие как Ту-95, появились на самом раннем ее этапе. Этим российские ВВС не очень сильно отличаются от западных, но большая проблема для России состоит в том, что у нее нет машин, равноценных самолетам Rafale, Eurofighter Typhoon и F-22 Raptor. Поскольку в реализации программы ПАК-ФА Россия сталкивается с рядом проблем, а ее обещания создать «перспективный авиационный комплекс дальней авиации» звучат весьма неправдоподобно, описанные выше самолеты могут остаться в составе ВВС еще на довольно длительное время. Если не считать различных вариантов из семейства Flanker, российская авиационная промышленность производит очень мало таких самолетов для своих вооруженных сил. А это означает, что пока российская экономика и российский военно-промышленный комплекс не начнут идти в ногу, мощь ВВС страны будет и дальше ослабевать.
Роберт Фарли (Robert Farley) – доцент Паттерсоновской школы дипломатии и международной торговли (Patterson School of Diplomacy and International Commerce). В область его интересов входят вопросы национальной безопасности, военной доктрины, и морские дела. Он пишет для блога Lawyers, Guns and Money и для издания Diplomat.
Факт регистрации пользователя на сайтах РИА Новости обозначает его согласие с данными правилами.
Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.
Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.
Публикуются комментарии только на русском языке.
Комментарии пользователей размещаются без предварительного редактирования.
Комментарий пользователя может быть подвергнут редактированию или заблокирован в процессе размещения, если он:
пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, ущемляет права меньшинств, нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации
порочит честь и достоинство других лиц или подрывает их деловую репутацию;
распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия;
преследует коммерческие цели, содержит спам, рекламную информацию или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные;
является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений («флуд»);
смысл текста трудно или невозможно уловить;
текст написан по-русски с использованием латиницы;
текст целиком или преимущественно набран заглавными буквами;
текст не разбит на предложения.
В случае трехкратного нарушения правил комментирования пользователи будут переводиться в группу предварительного редактирования сроком на одну неделю.
При многократном нарушении правил комментирования возможность пользователя оставлять комментарии может быть заблокирована.
Пожалуйста, пишите грамотно – комментарии, в которых проявляется неуважение к русскому языку, намеренное пренебрежение его правилами и нормами, могут блокироваться вне зависимости от содержания.