Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Главное оружие российской авиации: топ-5

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
ВВС России уступают советским, но они все равно обладают большой ударной мощью. В 1990 году ВВС Советского Союза насчитывали более 10 тысяч самолетов и вертолетов. То, что остается сегодня, – примерно пятая часть советских военно-воздушных сил. Однако самолеты, стоящие сегодня на вооружении, представляют собой самое смертоносное оружие конца холодной войны. Рассказ о пяти из них – в фотоленте.
© РИА Новости Рамиль Ситдиков / Перейти в фотобанкВ 1990 году ВВС Советского Союза насчитывали более 10 тысяч самолетов и вертолетов, не считая находившихся в составе сухопутных войск (где были в основном вертолеты). В это число входили не только летательные аппараты собственно ВВС, подразделявшиеся на фронтовую авиацию, дальнюю авиацию и военно-транспортную авиацию, но и средства советской противовоздушной обороны, а также морской авиации.

В совокупности на этих силах лежали следующие задачи: поддержка наступления Красной Армии, проведение стратегических военных действий против США с применением ядерного оружия, препятствие судоходству в Атлантическом и Тихом океанах и защита территории Советского Союза.

Времена изменились. Советские ВВС были поделены между странами-преемницами СССР, а в период экономического коллапса 1990-х годов пережили драматическое сокращение. То, что остается сегодня, – примерно пятая часть советских военно-воздушных сил (оценки могут разниться в зависимости от мнений о боеготовности). Но имеющиеся сегодня на вооружении машины – самое смертоносное оружие конца холодной войны. В статье проводится анализ пяти таких самолетов.

На фото: штурмовики Су-25.
Штурмовики Су-25 во время совместной тренировки пеших и механизированных колонн к Параду Победы
В 1990 году ВВС Советского Союза насчитывали более 10 тысяч самолетов и вертолетов, не считая находившихся в составе сухопутных войск (где были в основном вертолеты). В это число входили не только летательные аппараты собственно ВВС, подразделявшиеся на фронтовую авиацию, дальнюю авиацию и военно-транспортную авиацию, но и средства советской противовоздушной обороны, а также морской авиации.

В совокупности на этих силах лежали следующие задачи: поддержка наступления Красной Армии, проведение стратегических военных действий против США с применением ядерного оружия, препятствие судоходству в Атлантическом и Тихом океанах и защита территории Советского Союза.

Времена изменились. Советские ВВС были поделены между странами-преемницами СССР, а в период экономического коллапса 1990-х годов пережили драматическое сокращение. То, что остается сегодня, – примерно пятая часть советских военно-воздушных сил (оценки могут разниться в зависимости от мнений о боеготовности). Но имеющиеся сегодня на вооружении машины – самое смертоносное оружие конца холодной войны. В статье проводится анализ пяти таких самолетов.

На фото: штурмовики Су-25.
1 / 7
© Фото : Wikimedia/Alex BeltyukovСу-35

На завершающем этапе холодной войны самолеты семейства Flanker (по натовской кодификации) стали создавать все более серьезные проблемы для ВВС Запада. Разрабатывались они как современные истребители нового поколения, а на вооружение стали поступать в момент, когда начался распад Советского Союза.

За это время Су-35 зарекомендовал себя как универсальная платформа, способная подвергаться многочисленным модификациям и переделкам. Сегодня Flanker используется как самолет палубной авиации в ВМС двух стран, выполняет задачи истребителя завоевания превосходства в воздухе и истребителя-штурмовика дальнего действия.

Су-35 – самая грозная машина из семейства Flanker. Это исключительно маневренный и хорошо вооруженный самолет, способный соперничать с самыми лучшими западными машинами, даже с F-22 Raptor. В настоящее время в Российской Федерации на вооружении находится 34 самолета Су-35 и еще десяток машин на подходе. Поскольку самолет ПАК-ФА сталкивается с определенными проблемами, Су-35 может еще довольно надолго остаться лучшим истребителем в российских ВВС.
Истребитель Су-35
Су-35

На завершающем этапе холодной войны самолеты семейства Flanker (по натовской кодификации) стали создавать все более серьезные проблемы для ВВС Запада. Разрабатывались они как современные истребители нового поколения, а на вооружение стали поступать в момент, когда начался распад Советского Союза.

За это время Су-35 зарекомендовал себя как универсальная платформа, способная подвергаться многочисленным модификациям и переделкам. Сегодня Flanker используется как самолет палубной авиации в ВМС двух стран, выполняет задачи истребителя завоевания превосходства в воздухе и истребителя-штурмовика дальнего действия.

Су-35 – самая грозная машина из семейства Flanker. Это исключительно маневренный и хорошо вооруженный самолет, способный соперничать с самыми лучшими западными машинами, даже с F-22 Raptor. В настоящее время в Российской Федерации на вооружении находится 34 самолета Су-35 и еще десяток машин на подходе. Поскольку самолет ПАК-ФА сталкивается с определенными проблемами, Су-35 может еще довольно надолго остаться лучшим истребителем в российских ВВС.
2 / 7
© РИА Новости Скрынников / Перейти в фотобанкТу-22М

Бомбардировщик Ту-22М Backfire был одним из «убойных приложений» времен холодной войны – он стал им за сорок лет до того, как мы узнали, что такое убойное приложение. Созданный как средний и дальний стратегический бомбардировщик, этот самолет нашел свою нишу, став охотником за авианосцами, действующим в составе крупной стаи.

Backfire – сверхзвуковой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла. В военных кругах на Западе он мгновенно вызвал оцепенение: его предназначение сразу стало понятно. Его появление создало серьезные проблемы для национальных систем ПВО (Ту-22М мог обогнать или, по крайней мере, превосходил по дальности многие имевшиеся перехватчики) и бросило мощный вызов противовоздушной обороне флотов.

В российских ВВС на вооружении остается примерно 90 Ту-22М, а еще примерно 50 действуют в составе морской авиации. Backfire выполняет задачи по морскому патрулированию, а со времен афганской войны используется для нанесения бомбовых ударов и ведения разведки. В случае возникновения конфликта между Россией и каким-то серьезным противником Ту-22М будет представлять немалую опасность для его военно-морских сил.
Советские бомбардировщики Ту-22М
Ту-22М

Бомбардировщик Ту-22М Backfire был одним из «убойных приложений» времен холодной войны – он стал им за сорок лет до того, как мы узнали, что такое убойное приложение. Созданный как средний и дальний стратегический бомбардировщик, этот самолет нашел свою нишу, став охотником за авианосцами, действующим в составе крупной стаи.

Backfire – сверхзвуковой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла. В военных кругах на Западе он мгновенно вызвал оцепенение: его предназначение сразу стало понятно. Его появление создало серьезные проблемы для национальных систем ПВО (Ту-22М мог обогнать или, по крайней мере, превосходил по дальности многие имевшиеся перехватчики) и бросило мощный вызов противовоздушной обороне флотов.

В российских ВВС на вооружении остается примерно 90 Ту-22М, а еще примерно 50 действуют в составе морской авиации. Backfire выполняет задачи по морскому патрулированию, а со времен афганской войны используется для нанесения бомбовых ударов и ведения разведки. В случае возникновения конфликта между Россией и каким-то серьезным противником Ту-22М будет представлять немалую опасность для его военно-морских сил.
3 / 7
© РИА Новости Александр Вильф / Перейти в фотобанкМиГ-31

Истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия Миг-31 Foxhound, созданный на основе МиГ-25 Foxbat, – высшее достижение советской конструкторской мысли времен холодной войны. Обладающий высокой скоростью, мощной РЛС и большой дальностью МиГ-31 разрешил множество серьезных проблем, которые были у его высококачественного предшественника. Он способен эффективно вести охоту за западными самолетами вдоль российской границы, а также в Арктике. В частности, благодаря своей высокой скорости он исключительно результативен при нанесении ударов по районам сосредоточения войск НАТО, поскольку способен провести разрушительную атаку, а затем вернуться в воздушное пространство России.

В составе российских ВВС действует примерно 200 машин МиГ-31, которые патрулируют воздушное пространство страны и демонстрируют военную мощь России в Арктике. В предстоящие 15 лет Москва планирует списать остающиеся у нее МиГ-31, заменив их новыми самолетами, но из-за трудностей, существующих в российской авиационной промышленности, этот перехватчик может еще долго летать в составе российских ВВС.
Самолеты МиГ-31 во время репетиции воздушной части военного парада в Москве в ознаменование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
МиГ-31

Истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия Миг-31 Foxhound, созданный на основе МиГ-25 Foxbat, – высшее достижение советской конструкторской мысли времен холодной войны. Обладающий высокой скоростью, мощной РЛС и большой дальностью МиГ-31 разрешил множество серьезных проблем, которые были у его высококачественного предшественника. Он способен эффективно вести охоту за западными самолетами вдоль российской границы, а также в Арктике. В частности, благодаря своей высокой скорости он исключительно результативен при нанесении ударов по районам сосредоточения войск НАТО, поскольку способен провести разрушительную атаку, а затем вернуться в воздушное пространство России.

В составе российских ВВС действует примерно 200 машин МиГ-31, которые патрулируют воздушное пространство страны и демонстрируют военную мощь России в Арктике. В предстоящие 15 лет Москва планирует списать остающиеся у нее МиГ-31, заменив их новыми самолетами, но из-за трудностей, существующих в российской авиационной промышленности, этот перехватчик может еще долго летать в составе российских ВВС.
4 / 7
© РИА Новости Алексей Куденко / Перейти в фотобанкТу-95

Почтенный «Медведь» со всеми своими вариантами многим кажется самым абсурдным анахронизмом холодной войны. Задуманный в 1950-х годах как стратегический бомбардировщик, громоподобный Ту-95 за прошедшие 60 лет был приспособлен для решения множества задач. Как и В-52, современные Ту-95 подверглись масштабной модернизации. Они до сих пор выполняют некоторые задачи, в частности, ведут дальнюю разведку, осуществляют морское патрулирование и демонстрируют «ядерное присутствие».

Конечно, «Медведь» в любой своей конфигурации чрезвычайно уязвим практически для любого современного западного перехватчика. В случае возникновения конфликта Ту-95 будут производить пуски крылатых ракет по целям НАТО с безопасного расстояния (они будут оставаться в российском воздушном пространстве), а также вести наблюдение за ответными действиями Запада. На вооружении в российских ВВС остается 58 «Медведей» из 500 (еще 24 действуют в составе российского ВМФ как противолодочные самолеты – они называются Ту-142).
Стратегический ракетоносец Ту-95 в музее боевых самолетов на аэродроме Дягилево в Рязанской области
Ту-95

Почтенный «Медведь» со всеми своими вариантами многим кажется самым абсурдным анахронизмом холодной войны. Задуманный в 1950-х годах как стратегический бомбардировщик, громоподобный Ту-95 за прошедшие 60 лет был приспособлен для решения множества задач. Как и В-52, современные Ту-95 подверглись масштабной модернизации. Они до сих пор выполняют некоторые задачи, в частности, ведут дальнюю разведку, осуществляют морское патрулирование и демонстрируют «ядерное присутствие».

Конечно, «Медведь» в любой своей конфигурации чрезвычайно уязвим практически для любого современного западного перехватчика. В случае возникновения конфликта Ту-95 будут производить пуски крылатых ракет по целям НАТО с безопасного расстояния (они будут оставаться в российском воздушном пространстве), а также вести наблюдение за ответными действиями Запада. На вооружении в российских ВВС остается 58 «Медведей» из 500 (еще 24 действуют в составе российского ВМФ как противолодочные самолеты – они называются Ту-142).
5 / 7
© РИА Новости Владимир Астапкович / Перейти в фотобанкСу-25

Советский аналог американского A-10 Warthog Су-25 (по кодификации НАТО Frogfoot) остается исключительно эффективным по своему ударному воздействию штурмовиком. Су-25 был создан для нанесения ударов по сухопутным силам НАТО в Центральной Европе на случай всеобщего наступления войск Варшавского договора. Этот самолет принимал участие в многочисленных конфликтах по всему миру. В 1970-е и 1980-е годы было построено более тысячи таких штурмовиков, а сегодня на вооружении в России их остается около 200.

Су-25 хорошо послужил в Афганистане, в первой и второй чеченских войнах, в ирано-иракском конфликте, а также во многих других конфликтах, связанных с упадком и распадом Советского Союза. В прошлом году Су-25 сыграл важную роль в борьбе международных сил против ИГИЛ, а также в ходе украинско-российского конфликта. Во время конфликта на Украине обнаружилось, что этот штурмовик плохо защищен от современных зенитных систем. Россия и пророссийские ополченцы сбили несколько украинских Су-25.
Штурмовик Су-25 на военном аэродроме в Кубинке во время подготовки воздушной части военного парада в честь 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне
Су-25

Советский аналог американского A-10 Warthog Су-25 (по кодификации НАТО Frogfoot) остается исключительно эффективным по своему ударному воздействию штурмовиком. Су-25 был создан для нанесения ударов по сухопутным силам НАТО в Центральной Европе на случай всеобщего наступления войск Варшавского договора. Этот самолет принимал участие в многочисленных конфликтах по всему миру. В 1970-е и 1980-е годы было построено более тысячи таких штурмовиков, а сегодня на вооружении в России их остается около 200.

Су-25 хорошо послужил в Афганистане, в первой и второй чеченских войнах, в ирано-иракском конфликте, а также во многих других конфликтах, связанных с упадком и распадом Советского Союза. В прошлом году Су-25 сыграл важную роль в борьбе международных сил против ИГИЛ, а также в ходе украинско-российского конфликта. Во время конфликта на Украине обнаружилось, что этот штурмовик плохо защищен от современных зенитных систем. Россия и пророссийские ополченцы сбили несколько украинских Су-25.
6 / 7
© РИА Новости Руслан Кривобок / Перейти в фотобанкМысли в заключение

Все эти самолеты поступили на вооружение в период холодной войны. Некоторые, такие как Ту-95, появились на самом раннем ее этапе. Этим российские ВВС не очень сильно отличаются от западных, но большая проблема для России состоит в том, что у нее нет машин, равноценных самолетам Rafale, Eurofighter Typhoon и F-22 Raptor. Поскольку в реализации программы ПАК-ФА Россия сталкивается с рядом проблем, а ее обещания создать «перспективный авиационный комплекс дальней авиации» звучат весьма неправдоподобно, описанные выше самолеты могут остаться в составе ВВС еще на довольно длительное время. Если не считать различных вариантов из семейства Flanker, российская авиационная промышленность производит очень мало таких самолетов для своих вооруженных сил. А это означает, что пока российская экономика и российский военно-промышленный комплекс не начнут идти в ногу, мощь ВВС страны будет и дальше ослабевать.

Роберт Фарли (Robert Farley) – доцент Паттерсоновской школы дипломатии и международной торговли (Patterson School of Diplomacy and International Commerce). В область его интересов входят вопросы национальной безопасности, военной доктрины, и морские дела. Он пишет для блога Lawyers, Guns and Money и для издания Diplomat.

На фото: истребитель Су-35.
Новый многофункциональный истребитель Су-35
Мысли в заключение

Все эти самолеты поступили на вооружение в период холодной войны. Некоторые, такие как Ту-95, появились на самом раннем ее этапе. Этим российские ВВС не очень сильно отличаются от западных, но большая проблема для России состоит в том, что у нее нет машин, равноценных самолетам Rafale, Eurofighter Typhoon и F-22 Raptor. Поскольку в реализации программы ПАК-ФА Россия сталкивается с рядом проблем, а ее обещания создать «перспективный авиационный комплекс дальней авиации» звучат весьма неправдоподобно, описанные выше самолеты могут остаться в составе ВВС еще на довольно длительное время. Если не считать различных вариантов из семейства Flanker, российская авиационная промышленность производит очень мало таких самолетов для своих вооруженных сил. А это означает, что пока российская экономика и российский военно-промышленный комплекс не начнут идти в ногу, мощь ВВС страны будет и дальше ослабевать.

Роберт Фарли (Robert Farley) – доцент Паттерсоновской школы дипломатии и международной торговли (Patterson School of Diplomacy and International Commerce). В область его интересов входят вопросы национальной безопасности, военной доктрины, и морские дела. Он пишет для блога Lawyers, Guns and Money и для издания Diplomat.

На фото: истребитель Су-35.
7 / 7