В этом месяце страны НАТО проводят крупномасштабные учения ВВС, сухопутных войск и ВМФ у северных границ России в ответ на предупреждения Кремля и стратегических аналитиков о том, что угрозы президента Владимира Путина применить ядерное оружие — не просто пустые слова.
В учениях на территории Эстонии, Литвы и Норвегии принимают участие более 21 тысячи военнослужащих, и задействована новейшая военная техника. Как и военная миссия США по подготовке украинских гвардейцев, а также недавнее формирование 3-тысячного контингента сил быстрого реагирования для защиты стран Восточной Европы эти учения, по всей видимости, имеют целью продемонстрировать Москве, что альянс готов защищать своих новых членов у границ России.
Войска, инструкторы и инспекторы по проверке боевой готовности Североатлантического альянса укрепляют оборону стран, расположенных у границ, называемых в Восточной Европе «новым железным занавесом». И хотя этот занавес по-прежнему отделяет Восток от Запада, на этот раз бывшие советские республики находятся на западной стороне этой идеологической границы.
НАТО расширяет свое присутствие у российских границ в ответ на агрессивные действия Путина на Украине, продолжавшиеся на протяжении всего прошлого года и вызвавшие обеспокоенность в ряде стран, у которых все еще свежи неприятные воспоминания о послевоенном советском господстве.
В понедельник в Эстонии начались крупнейшие за всю историю страны учения наземных войск Operation Hedgehog («Еж»), в которых принимают участие 13,5 тысяч человек, представляющих воинские подразделения 28 союзников НАТО. В рамках учений Operation Lightning Strike («Удар молнии») в Литву прибыли 3 тысячи военнослужащих и полицейских для проверки эффективности взаимодействия армейских подразделений с гражданскими властями и службами. Целью этих учений является противодействие скрытному вторжению и опосредованной войне чужими руками — подобных тем, которым более года пытается противостоять Украина, воюя с пророссийскими сепаратистами, свою причастность к вооружению и подстрекательству которых Кремль отрицает.
Подводные лодки и дополнительный 5-тысячный контингент сил ВМС из США, Норвегии, а также не являющейся членом альянса Швеции задействованы в учениях противолодочных сил в Северном море Dynamic Mongoos («Шустрый мангуст»), в которых также примут участие корабли и самолеты стран-членов НАТО.
Демонстрация силы странами НАТО оказалась менее масштабной по сравнению с недавними военным учениями в России, в рамках которых в марте проходили «морские бои» в Баренцевом море, в которых приняли участие 30 тысяч человек, а также сотни военных кораблей и самолетов. Однако на фоне крупномасштабных учений НАТО и демонстрации огневой мощи альянса Путин все чаще заявляет, что стал объектом заговора, инспирированного США с целью убедить бывших союзников Москвы изолировать Россию и подвергнуть ее опасности «смены режима» при содействии Запада.
Путин в последнее время подчеркнуто и в резкой форме напоминает своим западным противникам, что Россия является ядерной державой, и при необходимости она готова защищаться с применением любых средств. В документальной драме, снятой к годовщине аннексии Россией Крыма 18 марта, Путин сказал, что рассматривал возможность применения ядерного оружия в случае, как сказано в фильме, «напряженного вооруженного противостояния» с НАТО из-за того, что альянс специально задумал переманить Украину от ее традиционного партнера — Москвы.
По мнению военных ветеранов и политологов, угрозы применения ядерного оружия нельзя игнорировать.
Российские обычные вооружения при всей их эффективности в бою против устаревших армий Грузии и Украины, к сожалению, не отвечают требованиям боя против сил НАТО, считает независимый военный обозреватель Павел Фельгенгауэр, который поддерживает связи с армейскими чиновниками еще с советских времен.
Путин совершил «стратегически важный поворот» в 2007 году, объявив масштабную программу перевооружения на ближайшее десятилетие, бюджет которой составляет более 500 миллиардов долларов по сегодняшнему курсу, и которая в значительной мере нацелена на модернизацию ядерного арсенала, комментирует обозреватель.
«Россия уже показала, что готова использовать армию для навязывания своей воли соседним государствам, чтобы защитить сферу своих интересов», — говорит Фельгенгауэр.
«Российские лидеры знают, что не могут ответить Соединенным Штатам ударом с применением обычных видов оружия, поэтому они вынуждены прибегать к политике балансирования на грани войны», предупреждая, что в ответ на любую провокацию будет нанесен ядерный удар, объясняет он.
По словам Фельгенгауэра, нагнетанию атмосферы надвигающейся опасности в России способствуют распространяемые от имени «ястребов» из ближнего круга Путина сообщения о том, что системы противоракетной обороны, оплачиваемые США, которые будут размещены на территории стран-союзников НАТО Польши и Румынии, предназначены для того, чтобы резиденции Путина в Санкт-Петербурге и Сочи оказались в радиусе действия западных ракет.
«Мы опережаем события. И находимся сейчас в предвоенном положении», — говорит обозреватель о настроениях, которые испытывает большинство россиян.
Директор Московского Центра Карнеги Дмитрий Тренин говорит, что опасается того, что Путин настолько эффективно позиционировал себя в качестве «последней защиты» от поглощения России альянсом НАТО что любая кажущаяся оплошность возглавляемого США альянса может заставить его разыграть ядерную карту.
«Он не может позволить себе потерять Донбасс, — говорит Тренин о плохо скрываемой поддержке Путиным пророссийских сепаратистов на востоке Украины в бассейне реки Дон. — В какой-то момент Путин может предпринять ядерный удар, демонстрируя, что он готов сделать то, что требуется».
Неспособность «защитить» русскоязычное население восточной Украины от киевских властей, в которых, согласно кремлевской пропаганде, главенствуют антироссийские «фашисты», приведет к поражению Путина, считает Тренин.
«В стране наступит не столько смена режима, сколько связанный с этим хаос», — говорит он о последствиях внезапного свержения Путина. Страх и неразбериха, которые возникнут в результате этого, по его словам, будут похожи на ту ситуацию, которая вызвала массовый отъезд отчаявшихся людей после смерти Иосифа Сталина в 1953 году.
В новой редакции военной доктрины, утвержденной Путиным 26 декабря, Кремль обвинил США в том, что реализацией своей концепции «глобального удара» они подрывают «глобальную стабильность и нарушают сложившееся соотношение сил». Разработана система вооружений с целью размещения ракет, способных поразить любую цель в любой точке земного шара со скоростью, не оставляющей шансов для нанесения ответного удара.
На фоне этих непрерывных угроз применения ядерного оружия власти восточно-европейских стран, входящих теперь в состав НАТО, скептически относятся к способности альянса защитить их.
«Понятно, что мы оказались в ситуации, когда очень высок риск начала войны в Польше. Мы живем в тени российского империализма, — говорит депутат польского сейма историк Павел Коваль (Pawel Kowal). — Это предсмертные конвульсии колониальной державы. Должно пройти немало времени, прежде чем произойдет крах империи».
Заместитель министра обороны Латвии Янис Сартс (Janis Sarts) заявил, что его пугает решение России увеличить в этом году оборонные расходы на 30% даже на фоне жесточайшего экономического кризиса со времени мировой рецессии 2008 года. «Так поступает тот, кто намерен развязать где-нибудь войну», — говорит он.
Путинские угрозы применить ядерное оружие звучат все чаще и чаще после того, как он вернулся в президентское кресло в 2012 году.
«С нами лучше не связываться, — сказал Путин на камеры, которые снимали его на молодежном форуме „Селигер-2014“, проходившем в финансируемом Кремлем молодежном лагере в августе прошлого года. — Я хочу напомнить, что Россия является одной из наиболее мощных ядерных держав».
Два месяца спустя, он обвинил «партнеров» — каких, он не уточнил — в попытках шантажировать Россию своим вторжением на Восток — в те страны, которые традиционно являются союзниками России, и предупредил, что им следует «помнить о том, как могут сказаться на стратегической стабильности разногласия между мощными ядерными державами».
Дипломаты стран НАТО в этом году выразили журналистам свою обеспокоенность в связи с заявлениями о том, что Кремль и российское военное командование понизили критерии, на основании которых может быть принято решение о нанесении превентивного ядерного удара.
О готовности использовать ядерное оружие публично высказывается не только Путин. Командующий ракетными войсками стратегического назначения Сергей Каракаев заявил в декабре, что Кремль планирует возобновить советскую практику размещения межконтинентальных баллистических ракет в железнодорожных вагонах и формирования боевых железнодорожных ракетных комплексов в ответ на развитие Соединенными Штатами современной системы глобального удара. Он также заявил, что «готов нажать кнопку» и использовать ядерное оружие в наступательных целях, если получит такой приказ.
В феврале главный пропагандист кремлевского телевидения Дмитрий Киселев назвал обещание никогда первым не использовать ядерное оружие, данное Советским Союзом во времена холодной войны, побочным эффектом «политического романтизма». В современной военной доктрине России такие ограничения не предусмотрены, заявил он зрителям своей еженедельной программы на темы текущих событий и добавил, что у России «больше нет иллюзий». Год назад, когда западные лидеры решали вопрос о санкциях против России в связи с аннексией Крыма, Киселев заметил, что Росся является «единственной страной, способной превратить США в радиоактивный пепел».
В конце марта посол России в Дании Михаил Ванин в своем интервью датской газете Jyllands-Posten заявил, что если Копенгаген выполнит свое обещание присоединиться к системе ЕвроПРО и предоставит НАТО свои фрегаты, оснащенные радиолокационными станциями, «на датские военные корабли будут направлены российские ядерные ракеты».
Генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов объясняет зловещие предупреждения Кремля тем, что российские власти чувствуют несправедливое отношение к себе со стороны Запада, который не желает с уважением относиться к тому, что Россия противодействует переходу своих бывших союзников на сторону НАТО.
«На западе считают, что на Украине все было хорошо, пока не появился этот московский хулиган и без всяких оснований решил переписать международный порядок. Но это не так», — считает Кортунов.
К украинскому президенту Петру Порошенко льстивые западные чиновники относятся как к очередному [Вацлаву] Гавелу или [Нельсону] Манделе, сказал Кортунов, упомянув покойного чешского диссидента и южноафриканского борца за свободу — уважаемых политиков, пошедших сложный путь от тюремного заключения до президентского кресла. Киевские власти — отнюдь не фашисты, какими изображают их российские СМИ, считает Кортунов, но и «белыми и пушистыми» их тоже не назовешь.
Верховная Рада Украины в конце апреля приняла закон о наказании за надругательство над памятью борцов за независимость Украины времен Второй мировой войны, в том числе и ОУН-УПА, сотрудничавших с фашистами и участвовавших в зверских преступлениях против коммунистов и евреев.
Длившаяся на протяжении трех месяцев революция проевропейски настроенных украинцев, в результате которой 15 месяцев назад был свергнут ставленник Кремля президент Виктор Янукович, вызвала возмущение в Кремле, где продемонстрированное народом стремление к переменам было воспринято как угрозу путинской власти.
Предупреждения и упоминания о российской ядерной мощи усилили риторику до такой степени, что справиться с этим теперь под силу только Путину, считает Кортунов.
«На самом деле никто не знает, готов ли Путин начать ядерную войну, — говорит он. — Но он ясно дал понять: мы можем действовать более решительно, чем наши противники, и им следует об этом помнить. Кто больше готов пойти на крайние меры и начать войну — Барак Обама или Владимир Путин? Ответ вполне очевиден».