Грузинские либеральные политики считают, что только сближение с Европой и США позволит стране преодолеть постсоветское прошлое и остаться независимым государством. Однако не взращивает ли в то же время православная церковь поколение религиозных консерваторов, убеждения которых в большей степени совпадают с Россией Владимира Путина?
Когда 14-летний Гиорги из Тбилиси пришел домой из школы 16 октября 2014 года, его старший брат Дато сразу заметил, что что-то случилось.
Гиорги, на теле которого были видны следы побоев, рассказал, что четверо старших мальчиков по очереди избивали его перед одноклассниками. «Это была не просто мальчишеская драка», — говорит Дато.
Гиорги избили за то, что он назвал себя атеистом.
Правозащитники сообщают, что это лишь один из примеров растущей религиозной нетерпимости в грузинских школах. По их словам, ей способствует кампания православной церкви по идеологической обработке населения.
«Они сказали мне: «Ты оскорбил нашу религию, ты безбожник», — говорит Гиорги.
Руководство школы подтвердило случившееся, однако уточнило, что проблема уже решена.
Однако братья, попросившие не упоминать их фамилию, говорят, что запугивание продолжается. Они возмущены, что виновные не были наказаны.
Единственная альтернатива для них — обучение в частной школе, которую, говорят они, их родители не могут себе позволить.
Школьное поле битвы
Атеист Дато принадлежит к меньшинству в Грузии. Более 80% грузин называют себя православными, причем молодые люди зачастую наиболее религиозны.
Однако консервативный посыл церкви все сильнее расходится с либеральным прозападным курсом страны, который, как ни странно, большинство грузин также поддерживают.
Школы стали полем идеологической битвы.
Возрождение православной церкви началось в начале 1990-х годов, когда религия заполнила собой идеологический вакуум, возникший после распада СССР.
Религиозная радикализация — по меньшей мере частичная — стала реакцией на радикальные прозападные реформы предыдущего правительства Михаила Саакашвили.
Попытки отделить государственную систему образования от религии спровоцировали массовое недовольство. Запрет правительства на религиозную символику в школах в 2005 году активизировал местные православные группы.
Крупнейшая из таких групп — Союз православных родителей, в который входят родители и священники, прославившиеся своими агрессивными, часто с применением насилия, демонстрациями против меньшинств.
Лидеры СПР призывали родителей запретить книги о Гарри Поттере, потому что он «сатанинский», препятствовали празднованию Хэллоуина и активно противостояли реформе образования.
Глава СПР отказался от нескольких просьб об интервью, заявив в письме, что Би-би-си «исказит правду».
Иконы в школах
В 2012 году правительство Саакашвили проиграло выборы более консервативной коалиции «Грузинская мечта», которая с энтузиазмом поддерживает церковь и местные православные организации.
С тех пор коллективные молитвы, проповеди и религиозное воспитание в государственных школах встречаются все чаще, — говорит Эка Читанава из грузинского Института толерантности и многообразия, который недавно провел опрос представителей 33 религиозных меньшинств.
Все они заявили, что их дети сталкиваются с давлением в школе. Особенно это касается мусульман и Свидетелей Иеговы.
Министерство образования публично отвергает подобные опасения, признавая лишь «отдельные инциденты».
Правительство заявляет, что проблему нетерпимости к разным конфессиям решает недавно созданное Агентство по делам религий.
Его глава Заза Вашакмазде с гордостью показал мне календарь агентства, в котором указаны праздники основных религиозных групп.
Однако иконы и православная символика были открыто выставлены во всех школах, которые мы посетили.
В школе № 2 в городе Терджола директор рассказала мне, что часто приводит священника для «работы с детьми», а ее мечта — организовать молитвенную комнату.
Она гордится, что помогла местному священнику организовать демонстрацию против планов местной общины Свидетелей Иеговы построить храм.
«Как я могла допустить, чтобы он был построен? Дети будут проходить мимо него по дороге в школу, а мы все знаем, как легко соблазнить ребенка», — говорит она.
На ее столе стоит большая фотография Патриарха Илии II, главы грузинской православной церкви и самого популярного общественного деятеля в стране, который в одной их проповедей сказал, что женщины должны омывать стопы своих мужей.
Его ультра-консервативные взгляды сейчас распространяются активистами и священниками по всей стране.
Один из них — отец Иотам, служащий в небольшой церкви в пригороде столицы.
После проповеди я спрашиваю его, что он считает самой большой угрозой для Грузии. Он отвечает: «Геи».
На самом деле священник использует гораздо более грубое слово. Запад, говорит он, распространяет гомосексуализм и педофилию.
В странах бывшего СССР «гей» и «ЛГБТ» — оскорбительные слова, использующиеся для описания любого человека, симпатизирующего Западу.
«Вы знаете, что партии педофилов сейчас приходят к власти в Европе?», — спрашивает священник.
Влияние России?
В 2013 году отец Иотам был одним из нескольких десятков священнослужителей, которые вышли на улицы, вооружившись палками и распятиями.
Они напали на маленькую демонстрацию против гомофобии, ранив десятки людей.
Организатор акции Ираклий Вачарадзе считает, что на ситуацию в Грузии влияют гораздо более влиятельные силы, а именно Россия. Православие является краеугольным камнем плана Путина по возрождению России, а геи рассматриваются им как главные враги.
«Для Путина геи — это новые евреи, — говорит Вачарадзе. — Практически так же, как Гитлер считал евреев препятствием для счастья немецкого народа, Путин нашел способ отождествить гомосексуализм и Запад».
Стратегия сработала в России и на востоке Украины, где пророссийские повстанцы говорят, что сражаются за православную веру и против того, что они называют искаженными западными ценностями.
Вачарадзе считает, что Москва использует церковь, чтобы распространить эти же антизападные идеи в Грузии.
Грузинская православная церковь отрицает обвинения в том, что она является инструментом России, и утверждает, что связи между странами сложились исторически.
Однако грузинская церковь цитирует современную религиозную русскую литературу в своих проповедях, а отец Иотам сказал мне, что приезжие российские священники три года назад начали организовывать ежегодные религиозные «учебные лагеря».
Оттуда он и узнал о «партиях педофилов» в Европе. Теперь он говорит, что хочет спасти молодежь от «волны грязи», идущей с Запада.
В еженедельных проповедях сотни священников объясняют прихожанам одну и ту же вещь: западные устремления Грузии больше не совместимы с древней православной верой, и грузинской молодежи пора сделать выбор.