1-го декабря 2014 года во время государственного визита в Турцию президент России Владимир Путин объявил об окончательном крахе проекта «Южный поток». Газопровод, проходящий по дну Черного моря и через Болгарию, должен был обеспечить Европу российским газом. Владимир Путин сказал, что если Европа не хочет его реализовывать, значит, тогда он не будет реализован. И Россия перенаправит свои ресурсы в другие регионы. Под ними он, в первую очередь, имел в виду Азию.
Проект «Южный поток» был инициирован при участии европейских инвесторов, среди которых были французская энергогенерирующая компания EdF, итальянская нефтяная компания Eni, немецкая нефтегазовая компания Wintershall. В 2006 году проект подразумевался в качестве конкурента альтернативному газопроводу Nabucco, по которому газ должен был идти по дну Каспийского моря в Центральную Европу. В первую очередь, «Южный поток» должен был обойти Украину.
Отказ от «Южного потока» пришелся на эпицентр политического конфликта между Брюсселем и Москвой, ставшего следствием присоединения Крыма и введение санкций против России. Однако проект провалился по экономическим причинам.
Перед окончательным крахом проекта Москва приняла к сведению затишье в жестких переговорвх с Комиссией ЕС по реализации третьего энергетического пакета. Для того чтобы простимулировать конкуренцию на газовых рынках и рынках энергоносителей, предписания энергетического пакета обязали операторов сети газопроводов предоставить доступ к своим трубопроводам третьим сторонам. Тем самым, операторы теряют привилегии на резервирование пропускной способности, которая до настоящего времени определялась на основе процентного участия предприятия в газопроводе. На основании этого Газпром потребовал сделать исключение для того, чтобы его инвесторы смогли погасить долг в размере около тридцати двух миллионов евро.
Так как в перспективе Европа останется для России главным рынком сбыта, Москва планирует еще один новый проект для того, чтобы избежать перебоев с поставками газа. Проект «Турецкий поток», прежде всего, пойдет по дну Черного моря в Турцию, затем — в Грецию, Македонию, Сербию и Венгрию. Эти страны уже проявили свой интерес к газовому проекту.
Если транзит через Украину будет слишком небезопасен, то в случае реализации данного проекта Европа должна будет «забирать» свой газ в «конце» трубы — на греческо-турецкой границе и инвестировать в дорогостоящую инфраструктуру. По тем же соображениям что и Газпром этого сторонятся и европейские газовые гиганты.
Тем временем Европейский Союз полагает, что транзитный маршрут через Украину может быть обеспечен благодаря долгосрочному соглашению между Киевом и Москвой. Поэтому ЕС настаивает на том, чтобы Украина уладила с Москвой конфликт по газовым задолженностям. Вместе с тем Европа планирует увязать экономическую помощь Киеву с либерализацией украинского газового рынка.