Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Google и немецкие газеты: что это значит?

Интернет-концерн Google намерен помочь европейской журналистике ноу-хау и большими деньгами. Частью проекта Digital News Initiative является и Der Tagesspiegel. Но что у Google на уме? И чему у него может научиться Facebook?

© AP Photo / Jacques Brinon, Pool, FileЧашки с логотипом Google в парижском офисе компании
Чашки с логотипом Google в парижском офисе компании
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Пытается ли Google получить долю в европейской журналистике? Интернет-концерн из Калифорнии объявил о запуске проекта Digital News Initiative в Европе, и во многих редакциях уже царит беспокойство. Совместно с известными медиаконцернами и издательствами Google планирует в 2016 году начать реализацию проекта «по усилению позиций цифровой журналистики».

Пытается ли Google получить долю в европейской журналистике? Интернет-концерн из Калифорнии объявил о запуске проекта Digital News Initiative (DNI) в Европе, и во многих редакциях уже царит беспокойство. Совместно с известными медиаконцернами и издательствами Google планирует в 2016 году начать реализацию проекта «по усилению позиций цифровой журналистики». Программа общей стоимостью 150 миллионов евро рассчитана на три года и будет осуществляться в формате обмена мнениями. В частности, в проекте принимают участие Les Echos из Парижа, The Guardian из Лондона, а также испанская газета El Pais.

Германию за столом переговоров с Google представляют Frankfurter Allgemeine Zeitung и Die Zeit. Эти бренды привнесут в новую коалицию хорошую репутацию в мире публицистики и надежность. У Google есть деньги. И ноу-хау. Собственно говоря, вместе они должны быть сильны.

Ввиду того, что проект Google открыт для всех остальных медиакомпаний, о своем участии заявили, причем через день после объявления об инициативе, Süddeutsche Zeitung, Der Spiegel и Der Tagesspiegel. «Мы надеемся на положительный эффект сотрудничества для журналистики и позитивные последствия для Google», — заявил управляющий директор издательства Der Tagesspiegel Флориан Кранефус (Florian Kranefuß). Отказывается от сотрудничества только издательство Springer. «От такой кооперации выиграет прежде всего Google», — утверждает бывший представитель Партии пиратов Кристофер Лауэр (Christopher Lauer), которые отвечает за цифровую стратегию Springer.

Другие издательства делают ставку на диалог. Партнеры Google считают, что в первую очередь речь идет об обмене мнениями с концерном, являющимся лидером рынка. Сейчас не следует спорить, наоборот, гармоничное сотрудничество должно обеспечить журналистике безболезненный прыжок в цифровую эру. Но чего, собственно, хочет добиться Google? И может ли это хорошо закончиться для медиа?

Какие риски таит сотрудничество с Google?

Как отметил представитель Google в Германии Кай Обербек (Kay Oberbeck), «идея и переговоры с медиаконцернами об инициативе такого рода появились давно, а во время последнего экономического форума в Давосе мы обменялись мнениями в расширенном формате». На сегодняшний день бывший министр юстиции ФРГ Сабине Лойтхойссер-Шнарренбергер (Sabine Leutheusser-Schnarrenberger) может лишь настаивать на том, что «сотрудничество Google и издательств не должно причинить ущерб независимости журналистики». Сабине Лойтхойссер-Шнарренбергер (СвДП) регулярно выступает против того, что концерн господствует на рынке и проводит политику маниакального сбора данных.

По словам Сабине Лойтхойссер-Шнарренбергер, судебное разбирательство по иску Еврокомиссии к Google будет продолжаться безотносительно к проекту Digital News Initiative. Его риски она усматривает в том, что может пострадать прежде всего богатство медийного ландшафта Германии. «Сотрудничество крупных издательств с Google способно привести к концентрации сил в мире прессы». Впрочем, Кай Обербек подчеркивает, что заполнить формуляр участника проекта на сайте digitalnewsinitiative.com могут все виды медиа, например, специализированные веб-ресурсы или блогеры.

Чему может Facebook научиться у Google?

Некоторые пункты договоренности на самом деле остаются неопределенными. С издательствами-пионерами Google согласовал три важные тематические области. Так, одна рабочая группа должна продвигать разработку продуктов в пределах медиакомпании. Кроме того, Google хочет инвестировать в обучение и повышение квалификации журналистов во всей Европе. Определенная часть денег концерна достанется и сфере исследований. Ключевое слово: развитие инноваций.

Некоторые немецкие издательства хотят вступить в диалог с Google, но 150 миллионов евро они не хотят принимать по соображениям журналисткой независимости. Говорят, что некоторые издатели попросили Google предоставить меньше денег. Другие медиаконцерны не считают проблемой то, что Google принимает участие в финансировании: они хотят подождать и посмотреть, что затем последует.

«Сейчас необходимо создать комиссию и обсудить следующие шаги, необходимые для запуска конкретных проектов», — объясняет представитель Google. «Мы будем действовать сообща, и в идеале выгоду извлекут все стороны».

Как выглядит сотрудничество Google и медиа, можно наблюдать на примере Франции. Там схема интегрирована в более крупный проект Digital News Initiative. И при этом речь идет прежде всего о деньгах. Еще в 2013 году Google договорился о сотрудничестве с французской Ассоциацией медиа: появился фонд с объемом 60 миллионов евро, срок деятельности — три года. Google вносит 60% инвестиционной суммы при представлении конкретного проекта. 40% средств платит тот или иной издатель. В 2014 году были рассмотрены 44 заявки, 30 проектов были реализованы.

Google — сторож при шлюзе в мире интернета

«Новый европейский фонд будет еще крупнее», — отмечает директор Фонда цифровых инноваций (Fonds für digitale Innovation — FINP) Людовик Блеше (Ludovic Blecher). Предположительно, его фонд прекратит существование, как только будет запущен проект Digital News Initiative. Деньгами Google крупные концерны финансировали в первую очередь свои цифровые стратегии в том, что касается платного доступа к контенту, журналистики данных или динамического изображения. Региональное (юг Франции) издание la Provence обновило свой сайт за 300 тысяч евро. Радиостанция Europe 1 создала новую видеоплатформу за один миллион евро.

Впрочем, во Франции пресса ежегодно получает от государства поддержку в размере свыше 1,2 миллиарда евро. Использование денег Google для многих французских медиаконцернов является само собой разумеющимся делом. В Германии также существует достаточное количество издательств, чье руководство не видит проблемы в том, чтобы принять деньги и ноу-хау от Google. Но с другой стороны, многим немецким редакциям придется привыкнуть к тому, что значительная сумма финансов и знаний притекут в журналистскую деятельность. Или же нет, потому что многие немецкие издатели говорят: если с Google ничего не выйдет, то мы — так и быть — снова с ним расстанемся.

Тюбингенский исследователь СМИ Бернхард Пёрксен (Bernhard Pörksen) считает, что такое сотрудничество даст Google большой шанс: «Речь идет не только о том, что Google помогает журналистике, дело также в том, что такие концерны как Google наконец добьются того, что при помощи своих технологий, в форме алгоритмов будут нести редакционную ответственность, выступать в роли сторожа при шлюзе». По его словам, Google может многому научиться в ходе диалоге на равных с издателями и журналистами, найти свою настоящую роль в медийном ландшафте. Прежде всего Facebook должен взять пример.