Майя Плисецкая… Легенда мира танца и балета… Несколько дней назад она ушла из жизни на 90 году. Как только я узнала об этом, мне сразу вспомнился тот вечер.
Ноябрь 2000 года. В Москве, в Большом театре Майя Плисецкая отмечает свой 75-летний юбилей. Я тоже свидетель этого торжества.
В хрустальных люстрах зала во власти красного бархата и золота собрано все великолепие далекого прошлого. В зале нет ни одного свободного места. И вот настал тот самый час. Сияние хрустальных люстр погасло. Гигантский занавес, расшитый золотыми нитями и украшенный изображением серпа и молота, медленно открылся. На фоне возник фасад Большого театра. В темноте раздался звучный голос: «Майя Плисецкая и президент Владимир Путин!» Зал затаил дыхание.
Путин преклонил колено
Майя Плисецкая, которая, несмотря на 75-летний возраст, проплыла, точно лебедь, по сцене, и Владимир Путин, прошествовавший за ней торжественным шагом, появились на сцене в свете прожекторов.
Путин говорил о таланте балерины, ее личных качествах и вкладе в хореографическое искусство. Затем, когда он произнес слова «русский балет воспитывался вместе с вами, вы вложили в него достоинство», в его голосе послышался трепет волнения. Русские, сидевшие неподалеку от меня, отмечали, что впервые видят его таким преисполненным чувств.
Путин поцеловал руку балерины и, поклонившись, поприветствовал ее; но этим он не ограничился и преклонил колено перед легендарной танцовщицей. Весь зрительный зал встал в едином порыве, взорвавшись восторженными аплодисментами.
Талантлива и честолюбива
Майя Плисецкая создала свою неповторимую манеру танца. Это был доведенный до совершенства стиль, для которого был характерен единственный в своем роде силуэт, наполнение каждого движения, каждой позиции четкостью, целостностью, драматургией.
От своего отца, начальника рудников, она унаследовала утонченное строение тела и бронзово-рыжие волосы, от матери, актрисы немого кино, — драматический талант. В сталинский период ее отец был расстрелян. Мать — сослана в Казахстан. Было решено оставить 11-летнюю Майю в балетной школе при Большом театре. Она была талантлива и честолюбива.
При тонком корпусе и длинных руках она самым динамичным образом использовала свои уникальные физические данные. У нее была одна важная черта: драматическая интенсивность. В каждую свою роль она вкладывала безграничный трагизм. У нее была необычайная харизма на сцене. Она производила колоссальное впечатление на зрителя. Наблюдать за тем, как она танцует «Кармен» и «Жизель», воплощается в Одетту и Одиллию из «Лебединого озера», Аврору из «Спящей красавицы», для нас, простых смертных, было равносильно участию в каком-то ритуале. Номером, увековечившим ее, стал «Умирающий лебедь» в постановке Фокина. Это произведение превратилось в символ ее таланта и визитную карточку балерины.
При всей ее верности классике, а также непостижимом умении превращать все, что она делает, в классику, Плисецкая всегда была открыта новому. В 1970-е годы она начала создавать свои балеты.
«Аве Майя»
Будучи не в силах принять жесткие шаблоны Большого театра и позицию российских чиновников, Майя Плисецкая в 1990 году ушла из театра, который она называла своим «гнездом». И ее 75-летний юбилей в Большом был в некотором смысле «триумфальным возвращением» балерины.
В тот вечер Майя Плисецкая танцевала три произведения, последним из которых был номер «Аве Мария» (Бах–Гуно). Руки, которые, будто, тянутся безгранично, поэтический образ, эмоциональность исполнения, — она все равно была лебедем вне возраста и времени на сцене!
Когда выступление закончилось, зал снова встал. Под громкие овации и возгласы «Аве Майя» зрители несли балерине цветы. За их несметным количеством не было видно сцены. Публика не переставала приветствовать Майю Плисецкую как балерину, бросившую вызов годам, природе. А я была очень счастлива, что нахожусь на этом вечере.
Теперь лебедь обрел бессмертие.