Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Незаслуженная обида может быть полезна?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Несправедливость, с которой мы сталкиваемся в жизни, порой жалит нас, как змея. Но бывает и так, что мы выигрываем от того, что с нами обошлись несправедливо. Франс де Вааль, профессор кафедры поведения приматов в Университете Эмори в Атланте, — не самый очевидный кандидат в звезды вирусного видео на YouTube. Но результаты его опытов с обезьянами поразили воображение миллионов людей.

Несправедливость, с которой мы сталкиваемся в жизни, порой жалит нас, как змея. Но бывает и так, что мы выигрываем от того, что с нами обошлись несправедливо. Как выяснил корреспондент BBC Future, некоторые люди неожиданным образом иногда могут действовать в ущерб себе.

Франс де Вааль, профессор кафедры поведения приматов в Университете Эмори в Атланте, штат Джорджия, — не самый очевидный кандидат в звезды вирусного видео на YouTube. Но результаты его опытов с обезьянами и то, какое значение они имеют для понимания человеческой природы, поразили воображение миллионов людей.

Все началось с лекции на конференции TED (Technology Entertainment Design — технологии, развлечения, дизайн. — Ред.) в ноябре 2011 года. На лекции де Вааль продемонстрировал результаты одного эксперимента, во время которого двум обезьянам выдавалось неодинаковое вознаграждение за одни и те же действия. Двух обезьян-капуцинов, которые жили вместе, поместили в соседние клетки и стали учить подавать тренеру мелкие камушки в обмен на еду. Ученые установили, что обычная обезьяна будет радостно подавать один камушек за другим, если всякий раз поощрять ее ломтиком огурца.

Но виноград обезьянам нравится больше, чем огурцы. Если ученые «платили» одной из обезьян виноградинами, то обезьяна в соседней клетке, которая прежде с готовностью работала за огурец, впадала в сильное возбуждение и отказывалась принимать плату в виде огуречных ломтиков. То, что было приемлемым раньше, совершенно перестало устраивать, как только выяснилось, что сосед получает более ценное вознаграждение за те же усилия.

Кульминация запечатленного на видео наступает тогда, когда обезьяна, получившая меньшую «плату», швыряет в лаборантку огурец, который та попыталась дать своей подопечной в качестве вознаграждения вместо винограда. (Франс де Вааль считает, что обезьяны обладают чувством справедливости первого порядка. Это значит, что приматы обижаются, когда получают меньшую награду за одинаковую работу. По словам ученого, им не присуще чувство справедливости второго порядка — обезьяна, получавшая виноград, не пыталась поделиться им к той, которой давали огурец. — Ред.)

Не нужно быть психологом, чтобы понять, что и люди могут испытывать те же чувства, какие переживают обезьяны, получающие меньшее вознаграждение. Несправедливость уязвляет. Как утверждает де Вааль, полученные им результаты и другие, подобные им, показывают, что моральные переживания — это часть нашего биологического наследия, последствия образа жизни наших предков, на который оказывали влияние как существование в эгалитарных группах, так и необходимость гармонии в отношениях между членами таких групп.

Это в теории, а изыскания де Вааля определенно указывают на то, что наши двоюродные братья и сестры по эволюции — обезьяны — находятся под сильным влиянием социальных сравнений (т. е. они, как и люди, сравнивают себя с другими себе подобными особями, чтобы оценить собственные установки и отношения, эмоции, поведение, умения — Ред.). Однако эксперимент не дает исчерпывающих оснований полагать, что обезьяны добиваются справедливости. Обезьяна, получившая меньшее вознаграждение, впадает в гнев, но у нас нет доказательств того, что обезьяна, поощренная более щедро, недовольна сложившейся ситуацией. Для сравнения, у людей дела обстоят несколько по-иному: существуют убедительные доказательства наличия инстинкта справедливости даже в тех из нас, кто всеми силами стремится быть лучше и получать больше других.

Игроки Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) относятся к числу наиболее высокооплачиваемых спортсменов в мире. В сезоне 2007-2008 гг. обладатели самых высоких зарплат получали свыше 20 млн долларов, а более 50 членов лиги имели зарплаты в 10 млн долларов.

Сезон 2007-2008 гг. интересен в нашем случае тем, что именно тогда психологи Грейми Хэйнс и Томас Гилович просмотрели записи более 100 игр НБА в поисках случаев объявления фолов судьями, когда игрокам было очевидно, что на самом деле никто никаких нарушений не совершал. Когда рефери фиксирует фол, игрок, против которого совершено нарушение, получает право на штрафные (свободные) броски, т. е. возможность заработать очки для своей команды. Хэйнс и Гилович заинтересовались реакцией обладающих избытком соревновательного духа, высокооплачиваемых спортсменов на то, что им предоставляется право на штрафные броски, которое, как им прекрасно известно, они не заслужили.

Бросок мимо корзины


У этих парней были все возможности извлечь максимум выгоды из штрафных бросков, пусть и нечестно доставшихся. В конце концов, они зарабатывают себе на жизнь победами, а очки, полученные в результате штрафных бросков, могут решить исход матча. Тем не менее, как выяснили Хэйнс и Гилович, меткость игроков, выполнявших несправедливо назначенные штрафные, была необычно низкой. Она оказалась ниже по сравнению со средней результативностью штрафных в лиге и ниже средних личных показателей каждого игрока в отдельности. Самой низкой результативность при выполнении несправедливо назначенных штрафных была тогда, когда команда этого игрока вела в счете и не так остро нуждалась в очках. Но говорит само за себя и то, что количество попаданий было ниже среднего и тогда, когда команда проигрывала и ей были нужны очки — неважно, честно или нечестно заработанные.

Если игроки в одном из самых конкурентных и высокооплачиваемых видов спорта могут испытывать чувство вины, для меня это означает, что инстинкт справедливости способен выжить в любой, даже самой безжалостной среде.

В финале ролика с обезьянами де Вааль в шутку проводит параллель между поведением животных и поведением людей, проводивших акции протеста против Уолл-Стрит и той алчности, которую они там видят. Он прав в том, что наше недовольство по поводу неравной оплаты коренится столь же глубоко в нашей природе, как и недовольство обезьяны.

Возможно, эти чувства еще глубже. Анализ поведения баскетболистов показывает, что когда у нас появляется шанс извлечь выгоду из несправедливости, даже если она поможет оправдать многомиллионные заработки, какая-то часть нашего существа все равно испытывает дискомфорт от такой ситуации. И это даже может свести полученное преимущество к минимуму.