Этот военный парад стал самым грандиозным в современной истории России: в нем приняли участие 16 тысяч военнослужащих, 200 единиц военной техники, 150 самолетов. В других частях страны — от Владивостока на Тихом Океане и Севастополя на Черном море до Североморска в Арктике и Балтийска на Балтике — в параде принимали участие военные корабли. Парад в Москве стал кульминацией многомесячной тщательной подготовки к празднованию 70-летней годовщины победы Советского Союза в Великой отечественной войне против фашистской Германии. Это событие отправило сразу несколько важных посланий наблюдателям, и было бы полезно задуматься над смыслом этих посланий.
Не просто государственный праздник
Для большинства россиян праздник 9 мая означает гораздо больше, чем день победы в войне, которая продолжалась почти четыре года и унесла жизни 28 миллионов мужчин и женщин. Еще с советских времен этот день был по-настоящему всенародным праздником, затмевавшим государственные официальные праздники — День Октябрьской революции и День независимости России в июне. Ужас и страдания, перенесенные всеми людьми, защищавшими свою страну, позволили сформировать современную нацию и сплотить народ даже после развала Советского Союза. Память о войне стала священной, и для большинства россиян, согласно проведенному недавно соцопросу, 9 мая является не менее важным праздником, чем день рождения.
Возрождение обычных вооруженных сил
Военный парад, прежде всего, имеет отношение к армии. После распада Советского Союза традиционная военная мощь России была в значительной степени подорвана. И лишь семь лет назад Москва по-настоящему начала ее восстановление. С тех пор, несмотря на разгул коррупции и отсутствие грамотного руководства, военная реформа в России привела к значительному успеху. Поражает разница между беспорядочными и плохо продуманными действиями российской армии году во время войны в Грузии в 2008 году и безупречными четкими операциями в 2014 году в Крыму. Колоссальные средства, направленные на модернизациюи армии, позволили создать новые виды оружия. На параде 2015 года были продемонстрированы боевой танк нового поколения и новые боевые машины пехоты, а также зенитно-ракетные комплексы большой и средней дальности нового поколения «Триумф» и твердотопливные межконтинентальные баллистические ракеты РС-24 «Ярс». Для восстановления своей традиционной военной мощи России предстоит многое наверстывать, однако она уже делает заметные успехи.
Россия подтвердила отчуждение от Запада
В преддверии парада очень активно обсуждался приезд на торжества зарубежных лидеров. Перечень гостей, присутствовавших на Красной площади, служит красноречивой иллюстрацией сегодняшнего положения Москвы на международной арене. Бросается в глаза отсутствие западных лидеров, которые пять лет назад участвовали в торжествах в полном составе. Президент Владимир Путин в своей речи выразил благодарность Великобритании, США и Франции, но затем он осудил попытки установления однополярного мирового порядка и использование военной силы, что подорвало мировой порядок, установившийся после Второй мировой войны. Отказ западных лидеров приехать на торжества был воспринят многими россиянами как подтверждение того, что между Россией и Западом наступила новая эра враждебности. Что касается «утраченных возможностей», они, по всей вероятности, были утрачены на протяжении тех пяти лет, которые прошли со времени предыдущего большого парада на Красной площади.
Китайско-российский союз — это не просто «ось удобства»
Среди зарубежных гостей на торжествах в этом году звездой стал президент Китая Си Цзиньпин (Xi Jinping), камеры российского телевидения постоянно показывали, как он дружески беседует с президентом Путиным. Этим двум лидерам явно нравится общаться друг с другом. Они смотрели, как по Красной площади впервые проходят строем китайские военнослужащие, а мимо трибун проезжают «Триумфы», которые скоро будут поставляться в Китай. Днем ранее Путин и Си ознакомились с десятками соглашений об экономическом сотрудничестве, подписанных между Китаем и Россией. На пресс-конференции Путин говорил о формировании «общего экономического пространства Евразии» за счет гармоничного дополнения Евразийского экономического союза китайским торговым инфраструктурным проектом «Экономический пояс Шелкового пути». Эти планы являются явным отступлением от идеи Путина о «Большой Европе», провозглашенной им самим пять лет назад. Здесь же на Красной площади были и лидеры некоторых стран этой зарождающейся «Большой Азии» — Казахстана, Армении, Киргизии и Таджикистана. Такое сближение с Азией носит не только геополитический характер. Говоря о празднования 9 мая в этом году, Путин особо подчеркнул роль Китая и понесенные им потери во время Второй мировой войны в борьбе с японским милитаризмом. Эти слова стали своего рода прелюдией к первому за всю историю участию российского лидера в параде в честь окончания Второй мировой войны, который состоится в сентябре в Пекине.
Место России в «незападном мире»
Остальные мировые лидеры приехали на торжества в Москву в основном из Азии (Индии, Вьетнама и Монголии), Ближнего Востока и Африки (Египта, Палестины, Южной Африки, Зимбабве), а также из Латинской Америки (Куба, Венесуэла). В последнее время Россия все чаще позиционирует себя в качестве не относящейся к Западу страны, следующей своим путем. В течение двух месяцев президент Путин будет принимать у себя два саммита, которые будут проходить один за другим: встречу лидеров стран БРИКС и стран ШОС. На обоих саммитах особо заметным будет участие Китая. Все более тесное китайско-российское сотрудничество в рамках обоих форумов, а также на уровне Совета Безопасности ООН приведет к дальнейшей консолидации «незападных» стран на фоне продолжающегося изменения мирового порядка.
Единственным западным лидером, который приедет в Москву после Дня победы, будет канцлер Германии Ангела Меркель (Angela Merkel). 10 мая она почтит память погибших во Второй мировой войне и проведет переговоры с Путиным по украинскому вопросу. Из-за политических разногласий Москва и Берлин значительно отдалились друг от друга. Особые российско-германские отношения, служившие основой сотрудничества в Европе после холодной войны, теперь — подобно Второй мировой войне — ушли в прошлое.