Начинающаяся сегодня парламентская неделя должна показать, приведут ли к политическому кризису в стране откровенные заявления олигарха Дмитрия Фирташа на венском суде 30 апреля. И хотя многие считают, что в ближайшей перспективе ожидать серьезных последствий не стоит, «Фирташгейт» может оказаться бомбой с замедленным действием.
В АП кризиса не ждут
У суда, решавшего в Вене вопрос об экстрадиции украинского олигарха, было несколько граней. Внешнеполитическая состояла в том, что решение скромного австрийского судьи во многом являлось маркером для позиции Евросоюза: готовы ли там продемонстрировать независимость в отношении Штатов или намерены полностью действовать в фарватере Вашингтона. Перед таким Рубиконом европейцев поставил и сам Фирташ, избрав политическую линию защиты, по которой он — сторонник умеренной проевропейской линии, учитывающей интересы России, ставший жертвой милитаристских игр Вашингтона в Украине. Австрийский суд мотивацию украинского олигарха принял и американцам отказал, что дало повод говорить о возрастающем в ЕС желании перестать быть послушными исполнителями воли Вашингтона и о желании поддержать «партию мира» в Украине, представителем которой является Фирташ.
Но была и другая грань: на суде Фирташ очень откровенно рассказал о своих закрытых политических договоренностях с Петром Порошенко и влиянии на Виталия Кличко — и это, несомненно, может стать козырем в руках политических противников президента и мэра Киева (судя по показаниям Фирташа, получалось, что и Порошенко, и Кличко заняли свои нынешние посты благодаря поддержки олигарха).
Правда, как сказал нам источник в Администрации президента, серьезной атаки от «друзей по коалиции» в связи с этим они не ждут: «Если что и будет, так это новые откровения от “Оппозиционного блока”, так как Порошенко подписал закон о рынке газа, который бьет по облгазам Фирташа. Но по нам они ударить не смогут, потому что нет ничего, кроме факта встречи в Вене, о которой было известно еще до президентских выборов. Показания Фирташа серьезно задевают лишь Кличко, но и здесь мало кто будет серьезно бить — потому что в Украине нет олигархов, которые не спонсировали бы какие-то партии, и нет политиков, которым в свое время не помогали бы какие-то олигархи».
«Будут использованы для раскачивания ситуации»
Мнения политологов расходятся. «Итог суда над Фирташем действительно показал, что ЕС явно не намерен обострять отношения с Россией и не хочет чрезмерного вмешательства США в европейские дела, — считает Вадим Карасев. — Что касается влияния на внутреннюю политику, в ближайшее время я никаких последствий не ожидал бы. Но несомненно, что этот козырь останется в руках правой оппозиции, и при обострении ситуации она его использует».
«Подождем еще пару недель, но пока ничего в связи с венским судом не случилось и вряд ли случится, — говорит Владимир Фесенко. — Главные риски, по моему мнению, — для самого Фирташа. Своими показаниями он достиг нужной цели в Вене, но потерял друзей в нынешней власти. И я бы не советовал Фирташу сейчас возвращаться в Украину, поскольку украинские суды могут оказаться более отзывчивыми к просьбам американцев о выдаче, чем европейские».
«Факты, изложенные Фирташем, будут использованы для раскачивания политического кризиса, но его кульминация будет не сейчас», — уверен Кость Бондаренко.
«Показания Фирташа не дадут моментального эффекта, но будут способствовать раскачивания коалиции, — говорит один из депутатов Рады. — Не секрет, что внутри коалиции есть много людей Фирташа. Благодаря решению суда в Австрии олигарх спрыгнул с американского крючка и потому может действовать более активно и внутри Украины. При этом своими откровениями в Вене он разозлил Банковую. А потому открытый конфликт между Фирташем и президентом — вопрос времени. Думаю, что оно наступит в сентябре — тогда и рванут мины замедленного действия, заложенные олигархами в провластные фракции. Это тем более вероятно, учитывая тупик в Минском мирном процессе, который все больше раздражает Европу, склонную винить в этом не только сепаратистов, но и Киев».