1. Мы точно знаем, какую информацию получим
Список пронумерован, вы листаете и смотрите, что в нем идет следующим пунктом. Эта предсказуемость позволяет нам построить психологическую схему — ментальную карту, основанную на опыте и дающую представление о том, чего следует ожидать дальше. Такие ментальные приемы позволяют нам легче понимать и усваивать информацию.
2. Мы не любим упускать возможности
Соблазн перейти по ссылке на статью-список очень велик. Список уже составлен, и осознание этого факта заставляет нас почувствовать, что эта информация уже нам принадлежит. Если мы ее упустим, не щелкнув по ссылке, то потеряем нечто, находившееся в пределах вашей прямой досягаемости. Даниэль Канеман (Daniel Kahneman) и другие психологи в результате многолетних исследований феномена боязни потери доказали, что человек с очень большой неохотой расстается с тем, что имеет. Поэтому иногда психологически проще прочитать статью-список, чем смириться с неуловимым чувством потери, если вы решите этого не делать.
3. Они меньше нагружают мозг
Чтение статей в интернете заставляет нас отрабатывать в голове одновременно несколько задач. Читая, мы параллельно принимаем решения о том, переходить ли по встречающимся нам ссылкам, как двигать мышкой и как размещать окна на рабочем столе. Не говоря уж о постоянно всплывающих сообщениях и напоминаниях о полученных электронных письмах. Исследователи из Университета штат Нью-Йорк в Олбани обнаружили, что все это может вызывать у интернет-пользователя подспудное чувство потери ориентации. Списки же, возможно, помогают нам хотя бы ненадолго уложить все в приемлемую систему.
4. Мы считаем, что слишком заняты для того, чтобы читать статьи в другом формате
Как правило, мы склонны думать, что в наши дни люди куда более заняты, чем были в прошлом. Но если взглянуть на исторические факты, то эта иллюзия несколько развеивается. Еще в 1887 году Ницше жаловался ровно на то же самое: «Размышлять приходится с часами в руках, поедая обед и одновременно читая последние биржевые сводки». Можно взять пример Соединенных Штатов: если оценить динамику занятости в стране за последние 50 лет по пяти разным параметрам, то выяснится, что у среднего американца сейчас на шесть-девять часов больше свободного времени в неделю, чем было полвека назад. Тем не менее информационная революция привела к тому, что в современном мире на наше внимание претендует огромное количество источников информации, что заставляет нас думать, будто справиться со всем этим потоком просто невозможно. Статьи-списки на этом фоне выглядят более удобоваримым форматом, чем статьи или эссе со связной линией повествования.
5. В них просто искать нужную информацию...
В формате списка удобно представлять материал, состоящий из отдельных коротких фактов (скажем, «10 главных достижений человечества, за которые следует поблагодарить пиво»). Хорошо давать в таком виде и практические советы — например, как починить пылесос, потому что так читатель может быстро найти нужные фрагменты информации.
Но даже у статей-списков есть свои ограничения. Если каждый последующий пункт связан с предыдущим, то, по данным исследований, списочная структура может заставить читателя потерять нить повествования и снизить уровень понимания прочитанного. Исследователи также выяснили, что в тексте не должно быть слишком много подзаголовков — а в списках их, конечно, бывает более чем достаточно. Группа ученых из Вашингтонского университета предложила студентам прочитать одну и ту же статью про артрит, разбитую на разное количество подглавок, и выяснилось, что определенное ограниченное число подзаголовков облегчает восприятие материала, а их изобилие, наоборот, затрудняет. Для статей в интернете оптимальным считается один подзаголовок примерно на каждые 200 слов.
6. ... И мы знаем, сколько осталось до конца!
Редакторы сайтов обычно считают, что при чтении материала в интернете пользователю нужно больше подзаголовков, чтобы ему было легче отслеживать нужное место в статье при проматывании страниц вниз или вверх: ориентироваться в таком полотне текста сложнее, чем в страницах книги. В некоторых статьях-списках эта концепция доведена до абсурда: они состоят только из пронумерованных подзаголовков. Тем не менее сколько бы этих пунктов ни было, их нумерация все равно позволяет читателю легко ориентироваться в материале. В обычных статьях все совершенно иначе: даже если вы примерно представляете себе ее общий объем, вы никак не можете оценить, сколько еще новых элементов информации вы встретите, пока не дочитаете до конца. Пронумерованный список избавляет читателя от этой проблемы.
7. Нам интересно гадать, что будет в списке дальше...
Как только вы понимаете, что статья выстроена в формате списка, сразу же возникает соблазн угадать, какими именно будут его пункты. Это превращается в игру: сколько я могу назвать марок сладостей 1980-х и 1990-х годов, которые оказались в десятке самых популярных? Особенно хорошо это работает, когда список не основан на фактах и в нем нет верных и неверных ответов. В этой игре важны и знания, и удача, потому что нередко статьи-списки основаны на субъективных предпочтениях одного человека. Такой тип игровой активности наиболее притягателен: нейрофизиологические исследования говорят о том, что в мозге особенно активно выделяется стимулятор дофамин, когда шансы на выигрыш составляют 50 на 50. А узнать, прав ты был или нет, можно лишь после прочтения списка.
8. ...И приятно ощущать свою правоту, угадывая верно!
Еще одна прелесть списка заключается в том, что он позволяет читателю быстро определить, на каких пунктах стоит задержать взгляд. Психологический феномен под названием «предвзятость подтверждения» заставляет нас обращать более пристальное внимание на информацию, подтверждающую наши мысли. Скажем, вы читаете список из 10 лучших западных фильмов 1980-х. Вы в жизни не слышали про кино «Водительские права», но противоречия у вас в голове не возникает: ведь вы тут же натыкаетесь на любимые вами «Выходной день Ферриса Бьюллера» и «Клуб „Завтрак“». Предвзятость подтверждения заставляет вас обратить на эти пункты особенное внимание и похвалить себя за то, что вы видели довольно много картин из этого списка.
9. Список оставляет ощущение определенности
Когда информация представлена в виде списка, у читателя формируется ощущение, что она является окончательной, и больше по этой теме добавить нечего. Неопределенности становится меньше — а нам всегда нравятся вещи, дающие иллюзию контроля над непредсказуемостью мира. Многочисленные психологические исследования, проведенные в минувшие десятилетия, показывают, что у человека есть потребность чувствовать контроль, и что реализация этой потребности благоприятно сказывается на нашем общем состоянии.
Да и потом, статьи-списки любят не только читатели. Журналистам тоже нравится их писать. Вместо того, чтобы тщательно выстраивать повествование, логически увязывая каждый следующий абзац с предыдущим, можно просто взять готовую пронумерованную структуру. А еще приятнее то, что не нужно ломать голову над итоговой обобщающей фразой. Списки просто заканчиваются, и всё.