Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Именно русские навязали перемирие

12-го мая 1994 года в зоне нагорно-карабахского конфликта был установлен режим прекращения огня.

© РИА Новости Р. Мангасарян / Перейти в фотобанкВоенные действия в Мартакертском районе Нагорного Карабаха
Военные действия в Мартакертском районе Нагорного Карабаха
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если бы не было давления с российской стороны, то в мае 1994-го года арцахские силы всего лишь в течение нескольких дней захватили бы ряд азербайджанских районов, и, вероятно, дошли бы вплоть до междуречья Кура — Аракс.

Если бы не было давления с российской стороны, то в мае 1994-го года арцахские силы всего лишь в течение нескольких дней захватили бы ряд азербайджанских районов, и, вероятно, дошли бы вплоть до междуречья Кура — Аракс. Правда, сегодня азербайджанская пропаганда представляет, что, якобы, Азербайджан воевал не с Арменией, и не с Арцахом (самоназвание Нагорного Карабаха), а с Россией, и армяне были всего лишь инструментом в руках русских против азербайджанцев, реальность в том, что именно по совету и требованию русских армянские силы прекратили военную кампанию вглубь Азербайджана, и по принуждению Москвы, было заключено бессрочное перемирие в мае 1994-го года.

Как все это произошло?

Министр обороны России Павел Грачев 18-го февраля 1994 года пригласил в Москву своих армянского и азербайджанского коллег — Сержа Саргсяна и Мамедрафи Мамедова. Был подписан протокол, которым с 1-го марта предусматривалось прекращение огня. Именно на основе этого протокола стало возможно достичь майского перемирия. В саммите СНГ, состоявшемся 15-го апреля в Москве, на котором присутствовали президенты Армении Левон Тер-Петросян и Азербайджана Гейдар Алиев, было принято заявление о прекращении огня.

4-5 мая в столице Киргизии Бишкеке собрались первые лица парламентов Армении, Арцаха и Азербайджана, кроме Расула Гулиева. Президент Алиев поехал в Брюссель, а Гулиев остался в Баку, чтобы заниматься делами страны до возвращения Алиева. Поэтому, в Бишкек поехал вице-спикер парламента Азербайджана Афияддин Джалилов. Именно в Бишкеке, благодаря большой дипломатической работе русских, в первую очередь российского посредника Владимира Казимирова, стороны подписали протокол, суть которого состояла в призыве о прекращении военных действий с ночи 9-го мая. 9-ое мая было выбрано специально, поскольку в памяти всех народов Советского Союза это был День Победы в Великой Отечественной войне над фашистской Германией.

Под протоколом подписались Армения, Арцах, Россия, Киргизия (как принимающая сторона), и представители МИД России и стран СНГ. Вице-спикер парламента Азербайджана отказался, объясняя тем, что не может подписать, потому что под документом нет «имени руководителя азербайджанской общины Нагорного Карабаха Низами Бахманова». Казимиров позвонил в Баку Гулиеву, пытаясь убедить его, чтобы он уполномочил своего заместителя Джалилова подписать. Поскольку Гулиев отклонил его просьбу, Казимиров поспешил из Бишкека в Баку.

Алиев из Брюсселя уже вернулся в Баку, и он, в присутствии Казимирова, уполномочил Гулиева подписать Бишкекский протокол. 9-го мая Казимиров в Баку в своем номере в гостинице составлял другой документ о прекращении огня, подробности которого согласовал с Ереваном и Степанакертом. В тот же день в кабинете Алиева министр обороны Мамедов поставил свою подпись под этим документом. На следующий день, министр обороны Армении Серж Саргсян, а 11-го мая и командир Армии обороны Арцаха Самвел Бабаян, реагируя на призыв Бишкекского протокола, и выполняя положения протокола от 18-го февраля 1994-го года, отправляют письма министрам обороны и иностранных дел России, а также Казимирову, заявив о готовности конфликтующих сторон прекратить огонь в ночь с 10-го по 11-ое мая 1994-го года. Таким образом, с 12-го мая устанавливается перемирие. Вспоминая о майском перемирии, Мамедов говорил: «Мы вели боевые действия, остановились и перешли к обороне, а противник решил, что мы не способны атаковать, и он может перейти в контрнаступление. И чтобы этого не произошло, нужно было достичь соглашения о прекращении огня».

23-го февраля 2001-го года во время выступления в парламенте Азербайджана Гейдар Алиев, комментируя майские события 1994-го года, сказал: «Я снова повторяю, что майское перемирие было очень важным шагом, и мы на это пошли осознанно. Хотя проблема еще не урегулировалась, перемирие было необходимо. К сожалению, многие забыли о войне, они живут спокойно и комфортно. К сожалению, они забыли о войне».

12 мая соглашение о прекращении огня вступило в силу. 16-17 мая в Москве состоялась встреча Саргсяна, Мамедова и Бабаяна, на которой обсуждался «Протокол о реализации протокола от 18 февраля 1994 года» — документ, которым предусматривалось разграничение карабахских и азербайджанских вооруженных сил, создание буферной зоны между двумя сторонами, введение миротворческих сил. Документ подписали Грачев, Саргсян и Бабаев. Мамедов не подписал его. Его срочно вызывают в Баку.  Азербайджан отказывается подписать итоговый протокол Московского соглашения, тем не менее прекращение огня становится реальностью.

Так было установлено перемирие, которое, хотя и с нарушениями, но сохраняется уже более чем 20 лет.