У Эстонии есть четкий план противодействия любым «зеленым человечкам» — российским спецназовцам в военной форме без знаков отличия, которые в прошлом году вторглись на Украину в первые дни кризиса — заявляет министр обороны страны: они будут уничтожены.
Пока члены НАТО пытаются справиться с внезапным кремлевским реваншизмом, страны Балтии стали для альянса регионом особого значения — и, возможно, очередной целью для российского милитаризма и объектом подрывных действий.
Но Эстония и ее соседи — не такие, как Украина, подчеркивает командующий силами обороны Эстонии генерал-лейтенант Рихо Террас (Riho Terras) в своем интервью газете Financial Times. В Эстонии — стране с населением всего 1,3 миллиона человек — на этой неделе в самом разгаре мобилизационные учения, ставшие самыми масштабными за всю историю мирного времени. В них участвуют 13 тысяч военнослужащих, 7 тысяч из которых — призывники.
«Если российские агенты или войска специального назначения вторгнутся на территорию Эстонии, «следует стрелять в первого же появившегося, — говорит Террас. — Если кто-то без военных опознавательных знаков совершит в твоей стране теракт, надо в него стрелять... нельзя допустить их вторжения».
Наблюдая, как в прошлом году российские секретные войска быстро и эффективно создавали новую реальность в сепаратистских районах на востоке Украины, а Киев был полностью парализован, будучи не в силах их остановить, натовские политики и стратеги на протяжении нескольких месяцев старались решить, какую позицию лучше всего занять альянсу, чтобы противостоять подрывной деятельности Москвы.
Репортажи о войсках специального назначения без знаков различия, молча занимающих позиции в стратегически важных населенных пунктах, оперативная мобилизация подозрительных ополченцев в поддержку Москвы, а также непрерывная и агрессивная информационная война — все это стало поводом для размышлений. О боеготовности, о потенциале разведки и спецслужб и о том, в каком случае можно применять силу для пресечения провокаций.
На территории этой крошечной прибалтийской страны, расположенной между морем и Россией, проходят крупнейшие военные учения за всю историю ее независимости и одни из самых масштабных учений НАТО со времени окончания холодной войны.
При том, что многие считают, что Эстония находится на «передовой» обороны альянса — на границе со страной, откуда исходит угроза, способность противостоять этой угрозе зависит от единства стран НАТО и в такой же степени от тактики действий альянса, считает генерал Террас.
«Гибридная война не представляет собой ничего нового. Противодействовать ей можно лишь в случае, если страна сплотится, объединится, и все население будет действовать сообща».
«[Эстония] — нормально функционирующее общество, — подчеркнул Рихо Террас. —Мы не такие, как Украина... Но мы должны очень хорошо знать о том, что происходит в России, и быть готовыми».
Самое главное, по мнению Терраса, состоит в том, чтобы НАТО была готова поддержать его страну и начать военные действия в случае, если его армия будет вынуждена оказывать сопротивление любым попыткам вторжения со стороны России — чего Киев поначалу сделать не смог.
«Нам нужна уверенность в том, что мы верим в пятую статью, — заявил он, имея в виду принцип коллективной обороны основополагающего документа НАТО (Вашингтонского договора). — Но что еще более важно — нам нужна гарантия того, что в пятую статью верит г-н [Владимир] Путин. И я считаю, что мы должны придавать этому особое значение».
Крайне важным является соблюдение объемов военных расходов, добавил он. Сокращение расходов на оборону в таких странах, как Великобритания, заявил он, непосредственно сказалось на безопасности Эстонии.
Страны-члены НАТО обязаны выделять на оборону 2% от своего ВВП, однако только некоторые из них в настоящий момент выполняют это обязательство. Британия, которая тратит на оборонные нужды больше, чем другие европейские страны альянса, намерена, согласно планам действующего правительства, в ближайшие пять лет значительно сократить военные расходы до уровня, не соответствующего требованиям НАТО.
По мнению генерала Терраса, Великобританию и другие страны «следует убедить увеличить военные расходы».
Он также предостерег от каких-либо шагов по утилизации или сокращению британского устаревающего ядерного арсенала — чрезвычайно важного и дорогостоящего решения, которое в ближайшие несколько месяцев должно будет принять правительство Великобритании. Эта страна является единственной европейской ядерной державой в составе НАТО. И хотя ядерное оружие есть у Франции, она обладает особым правом на неучастие, то есть ее ядерные силы никак не зависят от альянса.
«[Ядерное оружие] является одним из крайне важных потенциалов НАТО, за счет которого страны альянса с самого начала не участвуют в войнах, и так должно быть всегда», — утверждает генерал Террас.
Генерал Террас читает, что решение Великобритании свернуть свой ядерный потенциал нанесет ущерб альянсу — даже если внутри страны оно будет воспринято с одобрением.
«Такое решение [нанесет ущерб нам]. Оно нанесет ущерб НАТО. Разумеется, этот вопрос следует обсудить в НАТО. Я всегда, на протяжении всей истории [Эстонии], считал Британию очень надежным союзником НАТО. Она занимает видное место».