1. 8 мая в западных странах, а в России — 9 мая отмечают 70-летие окончания Второй мировой войны (1939-1945) на территории Европы. Несмотря на то что это прошлое становится все более далеким, мы продолжаем ощущать на себе груз воспоминаний о войне и видим, как они бросают тень на наше настоящее, особенно в Восточной Европе (Польше, странах Балтии, Украине и России) и странах Азиатско-Тихоокеанского региона (Китае, Японии и Корее).
В Европе Греция, после неудачной попытки завоевания ее союзником Гитлера — фашистской Италией Муссолини, стала одной из многих жертв вторжения и оккупации со стороны нацистской Германии. Между 1941 и 1944 годом Греция находилась в немецкой военной оккупации (Крит и Эгейские острова — до самого конца войны). Число погибших в результате нацистского вторжения и оккупации, подавляющее большинство — гражданские лица, умершие от болезней и голода, составляют, по оценкам, от 250 до 400 тысяч человек. Пожалуй, после Восточной Европы, жестокость войны в европейском регионе больше всего проявилась именно на Балканах.
2. В условиях глубокого финансового, экономического, социального и политического кризиса, переживаемого Грецией на протяжении нескольких последних лет, предыдущее греческое правительство во главе с Антонисом Самарасом из «Новой демократии» в коалиции с ПАСОК в 2013 году подняло вопрос о репарациях по итогам Второй мировой войны. Тогда это было сделано в относительно сдержанной форме и без официального требования компенсаций в адрес Германии. Экспертная комиссия провела работу по сбору документов того времени, чтобы оценить масштабы ущерба и потерь в отношении народонаселения, ресурсов и инфраструктуры страны в результате вторжения и оккупации. Особым случаем в этом исследовании стал принудительный заем, осуществленный Банком Греции для финансирования военных действий нацистской Германии. По подсчетам, общая сумма репараций могла составить около 162 миллиардов евро. 108 миллиардов в качестве компенсации за ущерб от вторжения и оккупации и 54 миллиарда по кредиту, который Банк Греции был вынужден тогда предоставить (Spiegel Online International, 04/08/2013).
3. С приходом к власти СИРИЗА в коалиции с ANEL (Независимые греки), в конце января 2015 года, этот вопрос перешел на новый уровень. Премьер-министр Алексис Ципрас решил открыто (пере)запусить дискуссию о военных репарациях. Их размер сейчас значительно превышает тот, который был рассчитан экспертной комиссией при правительстве Антониса Самараса (162 миллиардов евро). В начале апреля 2015 года греческое правительство официально заявило, что Германия должна Греции около 279 миллиардов евро репараций (BBC, 4/7/2015). Расчет этой цифры основывался на следующих оценках нанесенного ущерба (не упомянуты критерии, используемые для подсчетов в денежном эквиваленте): 40 тысяч казненных; 300 тысяч погибших от голода; 210 тысяч трудовых заложников в Германии; 63 тысячи греческих евреев, ставших жертвами Холокоста; 1170 разоренных городов и деревень; 401 тысяча разрушенных зданий; 1,2 миллиона бездомных; 906 затонувших торговых судов; 129 разрушенных мостов; 298 753 тонны добытых и конфискованных драгоценных металлов; 1058 разграбленных археологических памятников (Guardian, 04/08/2015). Потери исчисляются общей суммой в 268,4 миллиарда евро. К ним также прибавляют 10,3 миллиарда принудительного займа, предоставленного Банком Греции, в итоге сумма возрастает до 278,7 миллиарда евро. Для сравнения, общая сумма государственного долга Греции в январе 2015 года составила около 317 миллиардов евро, а именно 177% от ее ВВП (Financial Times, «Size of Greece’s debt limits scope for solutions», 13 /01/2015). То есть репарации, которые Греция требует от Германии, покрыли бы около 88% текущей задолженности.
4. Этот вопрос может быть рассмотрен на разных уровнях: правовом, моральном и политическом. С юридической точки зрения, анализ представляется достаточно сложным. Он подразумевает учет постановлений, принятых в многочисленных дипломатических договорах и документах, начиная с конца Второй мировой войны в 1945 году до воссоединения Германии в 1990 году: это документы, касающиеся Ялтинской и Потсдамской конференций в феврале и июле-августе 1945 года соответственно; заключительный акт Парижской конференции по репарациям ноября-декабря 1945 года, на которой были установлены процентные доли от военных репараций для каждой страны, а также создано Межсоюзническое репарационное агентство; План Маршалла (официальное название «Программа восстановления Европы») 1947 года и условия, выдвинутые США для европейских стран, которые извлекли из него выгоду; Лондонское соглашение по внешним долгам Германии 1953 года; двустороннее соглашение между Германией и Грецией, предусматривавшее выплаты по репарациям в размере 115 миллионов марок; Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии (известный как договор «Два плюс четыре»), заключенный в сентябре 1990 года между двумя Германиями времен Холодной войны (ФРГ и ГДР) и союзниками, которые с 1945 года держали на этих территориях свои оккупационные войска (США, Франция, Великобритания и бывший СССР). Только тщательный анализ этих документов позволит нам узнать, можно ли считать вопрос о репарациях полностью закрытым, как то утверждает Германия. Если же, как полагает Греция, тема еще не исчерпана, это само по себе не решает проблемы. Остается вопрос о том, репарации какого типа еще остаются невыплаченными и какова их сумма в денежном эквиваленте, как, например, в случае с принудительным займом у Банка Греции. Таким образом, поднимаются вопросы разной степени сложности, начиная с установления критериев для определения денежной стоимости ущерба, включая людские потери, до процентных ставок и темпов инфляции, которые следует учитывать.
5. Имеет ли смысл подключать проблему долга Германии после Второй мировой войны к текущей проблеме греческого внешнего долга и переговоров по его финансированию? Этот вопрос неизбежно приходит на ум. Здесь следует учесть несколько моментов. Лондонское соглашение 1953 года фактически предусматривало льготные условия для Германии. Списание около 50% задолженности, часть которой относилась еще к Первой мировой войне, при достаточно благоприятных условиях оплаты, включающих более длительные сроки погашения и низкие процентные ставки, когда годовое бремя по долговым обязательствам на практике не превышало 5% от доходов от экспорта (см. Jürgen Kaiser, One Made it Out of the Debt Trap. Lessons from the London Debt Agreement of 1953 for Current Debt Crises, 2013 ). Естественно, может быть полезно поразмышлять о том, что Лондонское соглашение — это хороший пример того, какие меры должны быть предприняты в отношении Греции. Он во многом облегчил и даже сделал возможным так называемое «немецкое экономическое чудо» 1950-х и 1960-х годов. В отношении Германии не проводилась подобная нынешней политика жесткой экономии. Это урок истории, о котором правительству Ангелы Меркель не следует забывать. Важно, однако, не упускать из виду весьма специфические обстоятельства, при которых договор был заключен. Речь идет о характерной для международной политики заинтересованной щедрости. Это были 1950-е годы, самый разгар Холодной войны, в которой для тогдашнего главного кредитора Германии США основным приоритетом было сдерживание бывшего Советского Союза. Нормализация экономических и финансовых отношений Германии, таким образом, была подчинена политическим и стратегическим интересам. В 1955 году Германия, вернее бывшая Западная Германия, стала членом НАТО. В этой стратегии приоритетом Германии было экономическое восстановление и перевооружение. Кроме того, в стране существовали давние традиции промышленного производства и обширного экспорта, которые могли быть достаточно быстро восстановлены и в результате давать положительное сальдо торгового баланса. Последнее было выгодно самим кредиторам союзных стран в процессе возмещения убытков.
6. Необходимо также задуматься о последствиях, которые могут повлечь за собой греческие требования выплаты Германией репараций. Помимо правового вопроса и затронутых выше тем, существует моральный и политический аспект. Важно не упускать из внимания прошлое. Европа, созданная после Второй мировой войны, Европа сообществ, заложившая основы Европейского союза, отнюдь не была мелочной реваншистской Европой, как это было после Первой мировой войны. Предполагалось создать новую форму отношений между европейскими народами, постепенно преодолевая трагическое соперничество и антагонизм наций. Речь шла не о мире, который был бы лишь антрактом перед очередной войной. Разумеется, за это приходилось дорого платить. Для того чтобы такая Европа стала реальностью, требовались огромные усилия со стороны победителей и проигравших во Второй мировой войне. От победителей ждали, пусть и заинтересованной, но щедрости с целью помочь экономическому восстановлению, равно как и политической и моральной реабилитации проигравших путем отказа от большей части своих требований и военных репараций и создания организаций, которые бы способствовали укреплению взаимного доверия. Побежденные, в свою очередь, должны были трудиться над политическим и экономическим возрождением собственной страны в рамках демократии, мира и уважения человеческого достоинства, активно участвуя в организациях, заложивших фундамент новой Европы и примиривших европейцев. Это величайшее наследие, оставленное нам послевоенным поколением. Несмотря на страдания греческого народа во времена нацистской оккупации, его правительство приняло участие в лондонских соглашениях 1953 года и разделило общеевропейские усилия. Послевоенная Греция была активным участником восстановления Европы по новой модели, начиная с плана Маршалла 1947 года до присоединения к Европейским сообществам в 1981 году. От греческого правительства настоятельно ждут продолжения этой традиции. Семьдесят лет спустя вскрывать старые раны Второй мировой войны запросами о выплате военных репараций означает открывать путь к возвращению в Европу Версальского договора 1919 года.