«После предоставления Палестине статуса наблюдателя в ООН мне при поддержке международного сообщества хотелось бы вновь призвать израильтян и палестинцев к мирному сосуществованию в рамках двух суверенных государств». Эти слова произнес еще Бенедикт XVI в начале 2013 года.
Как и признание геноцида армян в прошлом месяце, такую позицию Святого престола по Палестине едва ли можно назвать чем-то новым для ватиканской дипломатии. Тем не менее она получает официальное подтверждение с грядущим подписанием договора с палестинским «государством», которое по факту признается как таковое.
Канонизация двух палестинцев
После первого договора в 2000 году с тогдашней Организацией освобождения Палестины Святой престол намеревается подписать новое соглашение, на этот раз с «Палестинским государством». Текст утвердили 13 мая с приближением причисления к лику святых двух палестинцев (церемония намечена на воскресенье). Накануне папа Франциск проведет в Ватикане встречу с палестинским лидером Махмудом Аббасом. Все это придает договору немалый политический вес.
Святой престол надеется, что документ «поможет палестинцам добиться формирования и признания независимого, суверенного и демократического Палестинского государства, которое бы жило в мире и спокойствии с Израилем и соседними странами». Об этом заявил Антуан Камильери, заместитель секретаря по отношениям с государствами и глава делегации Ватикана на переговорах с палестинскими властями.
«Палестинское государство»
Поддержка варианта с формированием двух государств всегда была частью позиции Святого престола. Прошлогодняя поездка папы на Святую землю стала наглядным тому подтверждением. Папа стоял у стены, которая разделяет Израиль и западный берег реки Иордан и, о чем мало кто знает, на краткий миг склонил голову перед палестинским флагом во время беседы с президентом Аббасом.
В такой перспективе упоминание «Палестинского государства» в соглашении является логическим продолжением позиции Святого престола, подчеркнул Антуан Камильери в интервью ватиканскому изданию Osservatore Romano. Официальные связи были установлены еще с подписанием договора в Осло в 1993 году. На следующий год Иоанн-Павел II назначил спецпредставителя в Иерусалиме и Палестине, которая в свою очередь имеет посла при Святом престоле.
Недовольство Израиля
Дипломатические отношения с Израилем тоже были установлены в 1994 году. С 1999 года ведется процесс обсуждения экономического соглашения с Тель-Авивом, которое, по словам Антуана Камильери, сейчас «почти готово» и «в скором времени может быть подписано». Как бы то ни было, после сообщения о договоре с Палестинским государством израильский МИД раскритиковал «разочаровавшее» его решение, которое «не подтолкнет палестинцев к переговорам».
Что касается Палестины, договор со Святым престолом является частью стратегии постепенного признания государства. В Европейском Союзе этот статус признали восемь из 28 государств-членов: Болгария, Кипр, Чехия, Венгрия, Мальта, Польша, Румыния и, наконец, Швеция. Восточноевропейские государства запустили этот процесс еще до вступления в союз.
Как отмечает Антуан Камильери, договор Святого престола с палестинскими властями дает «свободу действия» католической церкви и юридический статус палестинской территории. Кроме того, он решает налоговые и финансовые вопросы на «земле, где зародилось христианство».
В Ватикане отмечают, что этот договор с мусульманской в своем большинстве страной признает за ней «свободу вероисповедания и совести». Этим примером могут вдохновиться другие мусульманские страны, полагает Антуан Камильери: «Он демонстрирует, что признание не является несовместимым с тем фактом, что большинство населения страны исповедуют другую религию».