Хитом этого сезона стали в Москве вовсе не георгиевские ленточки или красноармейские пилотки со звездой и серпом, которые все массово носили накануне 9 мая, а самокаты. На них гоняет по длинным коридорам метро и улицам не только молодежь. «С самокатом быстрее», — говорят их любители. (А когда ехать ненужно, самокат складывается и занимает мало места.) «Быстрее» — это ключевое слово в Москве. Огромная метрополия распухает все сильнее, и текущие каждый день по артериям переполненного метро и улиц массы народа придумывают все новые способы, как быстрее добраться до тех или иных пунктов своей ежедневной жизни. Кроме того самокат — это модно. Стиль для москвичей так же важен, как темп жизни. «Иногда в Москву удается перенести немного Лондона, Парижа или Нью-Йорка, — мечтательно говорит 23-летний компьютерщик Дмитрий. — Но чаще город похож, к сожалению, на Пекин».
До такой степени, что в последнее время Москву полюбили жители Поднебесной. Сюда приезжают не только китайские бизнесмены, люди, работающие по контракту, и торговцы, у которых здесь есть свои фабрики и рынки. В последнее время российская столица стала излюбленной целью поездок китайского среднего класса. Они селятся в дорогих гостиницах, ездят по Москве колоннами автобусов и копируют «туристическое» поведение азиатских путешественников. Они шумят и всегда ходят группами. Россияне хватаются от китайских орд за голову, но, стиснув зубы, продают им футболки и кепки с Путиным (гаджеты с изображением президента, разумеется, «made in China», стали обязательным московским сувениром). В конце концов, Китай — стратегический партнер России, сам президент Путин делает ставку на партнерство с Пекином, усматривая в нем противовес для обидевшегося на Москву Запада. Но москвичи смотрят на это скептически. Они пока не могут привыкнуть к тому, что китайцы, которых они долгое время презирали, рыночные торговцы с набитыми разными товарами сомнительного качества клетчатыми сумками, приезжают сейчас в роли туристов, увешанных современными электронными приборами, и тратят массу денег. И к тому, что далекий Китай, которым все время пугали, говоря, что он захватит Сибирь, превратился в ключевого партнера.
«Это все из-за Америки и ее империализма», — повторяет вслед за телевизионной пропагандой Юрий Соколов, торговец с Измайловского рынка. Он уже не первый год продает там красноармейские фуражки (уверяя, что они настоящие, хотя на самом деле их шьют под Москвой, так как настоящие закончились много лет назад) и другие постсоветские сувениры.
Еще недавно его клиентами были в основном американцы и европейцы. Из поездки в Москву они обязательно привозили меховую шапку-ушанку с красной звездой. Сейчас вместо них появились китайцы и другие азиаты. «Они не так охотно покупают коммунистическую историю, потому что у них есть своя», — добавляет Юрий.
Между тем реанимированное и очищенное от пыли коммунистическое прошлое оказалось очень полезным. По случаю 9 мая кремлевская пропаганда достала из загашника набор символических и идеологических калек советских времен. На улицах рядом с российскими появились советские флаги с серпом и молотом (закамуфлированные под так называемое знамя Победы 1945 года). Не только жители города, но и, например, сотрудники метро надели красноармейские пилотки. Окончательно реабилитированная советская символика вернулась. Настолько массово, что молодые россияне просто к ней привыкли. Родившись после распада СССР, они знают одно: это были прекрасные времена. Все боялись русских, а в стране был порядок, и всем хорошо жилось. Такое послание транслируют СМИ, о славных советских временах рассказывают дома родители, этому учит школа. Поэтому сейчас не вызывают удивления девочки-подростки с большими белыми бантами в косах, которые были популярны в школьные годы их матерей и снова вошли в моду. Или парни в майках с надписью СССР и изображением серпа и молота. И у девочек, и у мальчиков в руках новые модели iPhone. Большинство молодых россиян это не смущает: они не задумываются о том, что iPhone и одежда могут быть западными, даже империалистическими. А когда они идут в магазин и видят, что заграничные товары дорожают, они говорят: «это все из-за Америки, которая хочет уничтожить нас санкциями»!
В окрестностях Парка Горького вечером 9 мая собирались толпы молодежи. Это был финальный аккорд масштабного праздника. Властям удалось привлечь к нему миллионы россиян, парад на Красной площади прошел удачно. Множество людей на самом деле почувствовали, что старые добрые времена на какой-то момент вернулись. Неважно, что в магазинах все дорого, что то тут, то там увольняют с работы или не платят зарплату. В этот день россияне увидели величие своей страны. Но к вечеру торжественность атмосферы начала спадать. Молодежь ходила по улицам уже «под градусом». Рядом с популярным Парком Горького есть гостиница «Варшава», а на ее первом этаже работает большая американская закусочная. Неподалеку стоит памятник Ленину. У закусочной собралась огромная толпа: гамбургер и картошку фри приходилось ждать по полчаса. Народ с георгиевскими ленточками, российскими флагами и пилотками был недоволен и сердито роптал, что хочет получить все немедленно, что американский ресторан не подготовился. Внезапно в 20 метрах от очереди, на тротуаре у перекрестка двух больших запруженных улиц появились рок-музыканты с барабаном и гитарами. И начали играть. Вовсе не «Катюшу», «День победы» или какую-нибудь еще военную «Калинку» — хиты майского праздника, которые на все лады исполняют по телевизору, поют уличные музыканты и прохожие. Вокалист хриплым голосом прокричал хит мегапопулярной группы «Кино», критиковавшей в советские годы власть. Он пел: «Мы ждем перемен!»
Люди стали несмело собираться вокруг музыкантов. Никто их не прогонял, они играли. Кто-то даже начал танцевать, кто-то другой крикнул: «Да, перемен! Что-то надо делать с этим Burger King’ом, я хочу свой гамбургер!» Потом зрители уличного концерта поспешили в парк, чтобы в 22 часа посмотреть салют — показ гигантских фейерверков, которые в честь Дня Победы запускали из десятка мест в Москве.