В последнее время мы получали довольно мало известий о сепаратистах на востоке Украины, однако на этой неделе они выдвинули предложения, касающиеся долгосрочного правового статуса захваченных ими территорий. Большая часть эти предложений не противоречит условиям мирного договора, подписанного в феврале в Минске, но при этом они рассчитаны на то, что украинское правительство их отвергнет, а это в свою очередь позволит создать зону перманентного замороженного конфликта, подобную контролируемым Россией территориям в Грузии.
Сепаратисты опубликовали свои предложения на сайте Донецкого агентства новостей, где они часто размещают свои официальные заявления. Речь идет о двух документах, в одном из которых предлагается внести поправки в конституцию Украины, а другой представляет собой текст законопроекта о порядке проведения местных выборов. И оба эти документа, несомненно, были составлены под влиянием Москвы: в них чувствуется свойственная опытным юристам хитрость, которой грубоватые и резкие ополченцы никогда не обладали.
Судя по этим двум документам, цель президента Владимира Путина заключается в том, чтобы украинские лидеры в Киеве отвергли предложения ополченцев. Тогда он сможет сказать, что Украина нарушила политические условия, и отказаться от своего главного обещания до конца года вернуть контроль над юго-восточной границей Украины центральному правительству в Киеве.
На первый взгляд, документы, опубликованные сепаратистами, выглядят довольно многообещающими. Отказавшись от своей привычной практики, сепаратисты не стали упоминать в этих документах о непризнанных Донецкой и Луганской «народных республиках», назвав эти территории «отдельным районом с особым статусом».
Хотя сепаратисты никогда прежде этого не признавали, Минское мирное соглашение предполагает, что их территории должны остаться в составе Украины. В нем также говорится, что судей и прокуроров должен назначать Киев. Поэтому если ополченцы стремятся к конструктивности, в своих предложениях они не должны настаивать на обратном.
Между тем, ополченцы настаивают на своем праве (оговоренном в Минском соглашении) назначать в «народную милицию» местных командиров, позволив ополченцам сохранить оружие и, в конечном итоге, контролировать эти территории.
В опубликованных документах также содержатся требования, которые не были оговорены в Минске. К ним можно отнести самостоятельное формирование избирательных комиссий, фискальный контроль над предпринимательской деятельностью, который позволит «особому району» балансировать собственный бюджет, освобождение от действия статьи украинской конституции, где говорится, что областями управляют назначенные Киевом губернаторы, а также разделение полномочий между центральным правительством и местными советами.
Кроме того в этих документах также содержится требование о восстановлении на Украине закона, закрепляющего внеблоковый статус страны, который был отменен при президенте Петре Порошенко. Это лишит Украину права претендовать на членство в НАТО.
Ни одно из этих требований напрямую не нарушает условия подписанного в Минске договора о прекращении огня.
Единственный пункт, противоречащий условиям Минского соглашения, это список городов «особого района» в законопроекте об особенностях проведения местных выборов. В этот список вошли удерживаемое украинскими военными село Широкино, расположенное недалеко от Мариуполя, поселок Пески, прилегающий к донецкому аэропорту, и город Дебальцево, который ополченцы захватили уже после подписания Минского соглашения и в котором расположен важный железнодорожный узел. В мирном соглашении четко прописано, где находится линия разделения между ополченцами и украинской армией, и эти три населенных пункта должны относиться к украинской стороне.
Сепаратисты представили свои предложения Конституционной комиссии Украины, которая должна разработать план децентрализации, и Минской контактной группе, которая должна следить за исполнением условий прекращения огня. На первый взгляд ополченцы — и Россия — хотят начать диалог с украинскими властями по поводу этих документов. Тем не менее, они понимают, что его не будет. «Мы не очень хотим вестись на эту явную провокацию сепаратистов», — сказал один из представителей Конституционной комиссии в беседе с журналистами Theinsider.ua.
Несомненно, Путин хочет, чтобы комиссия отвергла предложения сепаратистов. Именно поэтому сепаратисты также представили их на рассмотрение международной контактной группы, где французский дипломат Пьер Морель (Pierre Morel) контролирует исполнение политической части Минского соглашения. Путину важно убедить западных противников в том, что Украина отказывается выполнять свою часть соглашения, чтобы в стране установился прочный мир.
Именно поэтому путинская машина пропаганды ухватилась за недавнее заявление Порошенко, что Украина «освободит» донецкий аэропорт, часть которого находится на удерживаемой ополченцами территории, в соответствии с условиями договора о прекращении огня.
Путин хочет, чтобы западные лидеры устали от воинственной позиции Порошенко. Как только они продемонстрируют признаки подобной усталости, Путин сможет заморозить ситуацию и продолжить налаживать связи с удерживаемыми ополченцами территориями по модели других зон замороженных конфликтов — Приднестровья в Молдове, а также Абхазии и Южной Осетии в Грузии.
Украине будет довольно сложно выйти за рамки этого сценария Кремля. Последнее, чего хочет украинское правительство, это обсуждать новую конституцию с Путиным и его агентами. Между тем, отказ от переговоров не понравится канцлеру Германии Ангеле Меркель и ее французскому коллеге Франсуа Олланду, которые были посредниками при заключении Минского соглашения. По слухам, Меркель сказала Порошенко, что Путин готов признать «народные республики» на востоке Украины и отправить туда «миротворческие силы», как он когда-то сделал со спорными областями Грузии. Если она это сказала, она, вероятнее всего, старалась убедить Порошенко быть гибче и придерживаться условий Минского соглашения, чтобы Путину пришлось вернуть контроль над границей уже к концу года.
Тем не менее, Порошенко не может себе позволить такую политическую гибкость. У него нет народного мандата на создание пророссийского автономного региона на территории Украины. Он может лишь попытаться напугать своих западных партнеров новым наступлением России — но Запад поверит в это только тогда, когда увидит это наступление собственными глазами.