Российский лидер Владимир Путин получит в подарок от польского издательства книгу о пакте Молотова-Риббентропа.
«Мы передадим эту книгу Путину через посольство России и надеемся, что она попадет в Кремль», — обещает представительница издательства Znak Horyzont Дагмара Зандман (Dagmara Zandman). Такой стала реакция издательства на «недавние скандальные высказывания Владимира Путина о пакте Молотова-Риббентропа». Напомним, во время последнего визита в Москву канцлера Ангелы Меркель Путин оправдал пакт, заявив, что он был нужен для обеспечения безопасности СССР. По словам российского президента, Советский Союз предпринял массу усилий, создавая условия для коллективного противостояния нацизму, но все эти попытки не увенчались успехом, и поэтому ему пришлось предпринять шаги, чтобы не допустить прямой конфронтации с Германией, результатом чего стал пакт Молотова-Риббентропа. «Я напомню, что после подписания соответствующего Мюнхенского соглашения сама Польша предприняла действия, направленные на то, чтобы аннексировать часть чешской территории. Получилось так, что после пакта Молотова-Риббентропа и раздела Польши она сама оказалась жертвой той политики, которую и пыталась проводить в Европе», — объяснял хозяин Кремля.
Издательство Znak сообщило, что сейчас заканчивается работа над переводом книги известного британского историка Роджера Мурхауса (Roger Moorhouse) под названием «Пакт двух дьяволов: союз Гитлера и Сталина», которая поступит в продажу в августе. Именно эту книгу издательство хочет передать российскому лидеру. Издательство напоминает, что «представители российских властей не в первый раз фальсифицируют правду о сотрудничестве СССР с нацистами».
«Возможно, мы забываем, что этот пакт непосредственным образом привел к развязыванию этой войны, к тому, что оставшаяся в одиночестве Польша оказалась между двух соседей-захватчиков, а старания западных стран, старавшихся сдержать Гитлера, оказались перечеркнуты. Так что разразившаяся вскоре война носила на себе клеймо этого пакта. И хотя французы и британцы позволили втянуть себя в "странную войну", Польша подверглась нападению: правители из Москвы и Берлина поделили между собой ее земли», — цитируют представители издательства Роджера Мурхауса, коллеги Нормана Дэвиса (Norman Davies) — эксперта по связанной с Третьим рейхом тематике.
В эпилоге книги историк напоминает, к какому обману прибегала Россия: «Советский Союз выработал свой послевоенный подход к советско-нацистскому пакту, говоря, что Сталина вынудили к его заключению обстоятельства. Так как оригинала документа не было, а дополнительный протокол носил компрометирующий характер, СССР на официальном уровне отрицал его существование, называя ходившие на Западе копии фальшивками, желанием "фальсифицировать историю" и "клеветой".
Когда в 1983 году Вячеславу Молотову задали вопрос о подписанном с Германией в 1939 году "тайном соглашении", он настаивал, что все это ложь и наветы. "Никакого договора не было", — заявил он. "Не было?" — еще раз спросил журналист. "Нет, это абсурд". Журналист настаивал: "Ведь сейчас мы уже можем об этом говорить?". Молотов отрезал: "Конечно, никакой тайны нет. Я считаю, что эти слухи распространялись намеренно, чтобы навредить нашей репутации. Нет-нет, это совершенно ясное дело. Никакого секретного договора быть не могло. Я занимался этим делом, непосредственно принимал в нем участие и могу заверить, что это абсолютная фальшивка". Молотов, несомненно, занимался тайным договором, в сущности, он сам его подписал. Однако он сошел в 1986 году в могилу, отрицая его существование. (...) В начале апреля 2009 года Европейский парламент в Брюсселе обсуждал предложение объявить 23 августа Европейским днем памяти жертв сталинизма и нацизма. (...) В резолюции звучал призыв «увековечить память жертв массовых депортаций и убийств». Она была принята большинством голосов. (...) Россия выступила с резким протестом, а в ходе проведенного там опроса общественного мнения против упомянутой резолюции высказались 53% респондентов, поддержали ее всего 11% опрошенных. Согласно результатам другого опроса, большинство россиян заявили, что Европейский парламент принял резолюцию, чтобы «подорвать авторитет России» и «преуменьшить ее вклад в борьбу с фашизмом». Несколькими неделями позже российский президент Дмитрий Медведев созвал "президентскую комиссию по борьбе против фальсификации истории", одновременно утвердив закон, позволяющий наказывать людей, предпринимающих такие попытки, штрафом или лишением свободы до пяти лет. Новая комиссия, по заявлению одного из ее членов, была призвана сделать так, чтобы "российская позиция взяла верх".
(...) Несмотря на это 23 августа в 70-ю годовщину подписания пакта Молотова-Риббентропа первый Европейский день памяти жертв сталинизма и нацизма торжественно отметили в странах Балтии и в Швеции. В последующие годы эта география расширилась. По всей Восточной и Центральной Европе от Польши до Крыма и от Эстонии до Болгарии возлагали венки, вывешивали флаги и произносили молитвы. Это была, возможно, небольшая, но важная победа. Советско-нацистский пакт вышел из тени, вернулся из небытия, перестал быть запретной темой, заняв причитающееся ему место в истории».
Пресс-секретарь Института национальной памяти Анджей Арсенюк (Andrzej Arseniuk) не хочет комментировать инициативу коммерческого издательства: «Безотносительно конкретной акции, невозможно относиться к такому жесту безразлично. Его будут комментировать в СМИ и на дипломатическом уровне, тем самым закрепится определенное послание, имеющее глубокий смысл».
Напомним, что уже несколько месяцев Институт ведет с российскими властями борьбу за историческую правду. Все началось после того, как в конце февраля глава Росархива Андрей Артизов в интервью правительственной «Российской Газете» обвинил бойцов польского антикоммунистического подполья в том, что они были «пособниками нацистов». «Подпольщики выступали соучастниками нацистов и препятствовали разгрому фашистской Германии», — заявил он. Росархив опубликовал ряд документов Красной армии на тему Армии Крайовой.
Глава Института национальной памяти Лукаш Каминьский (Łukasz Kamiński), комментируя действия России, заявил, что «публикация документов, которые обвиняют бойцов антикоммунистического подполья в сотрудничестве с нацистами, носит пропагандистский, а не научный характер». Он добавил, что подборка материалов тенденциозна, а также что в Польше все документы доступны для иностранных и польских исследователей: «нам не приходится внезапно обнародовать какие-то архивы». «Мы бы хотели, чтобы Россия тоже дозрела до обнародования всех документов на тему Второй мировой войны и послевоенного периода. В этом году мы будем вспоминать об Августовской облаве, и нам бы хотелось, наконец, узнать, где похоронены 600 ее жертв. Мы надеемся, что, может быть, российская сторона вместо публикации тенденциозных подборок, наконец, предоставит нам документы, благодаря которым мы сможем достойно похоронить наших соотечественников», — сказал глава Института.
Следующей серьезной инициативой Института стала публикация 27 марта в крупнейшей российской газете, «Комсомольской правде», платного объявления на целую страницу с призывом помочь выяснить судьбу представителей Польского подпольного государства, которые 70 лет назад были похищены и вывезены в СССР. Институт напоминает историю 16 арестованных представителей Польского подпольного государства, которые были «много лет связаны с антинемецким подпольем» и смерти троих из них в Советском союзе. Призыв к россиянам звучит так: «Польский институт национальной памяти разыскивает всех, кто может предоставить информацию о пребывании в тюрьмах, обстоятельствах смерти и местах захоронения упомянутых лиц». Сведения об их судьбе можно было отправлять на электронный адрес Института, указанный в объявлении. В результате Институт получил в свой адрес угрозы и компьютерный спам.
Напомним, что 27 марта 1945 года сотрудники НКВД похитили под Варшавой 16 представителей Польского подпольного государства, которые предстали потом перед судом в Москве, часть из них приговорили к заключению. Среди похищенных были, в частности, последний комендант Армии Крайовой Леопольд Окулицкий (Leopold Okulicki), вице-премьер Ян Янковский (Jan S. Jankowski) и председатель Совета национального единства Казимеж Пужак (Kazimierz Pużak). Трое похищенных: Окулицкий, Янковский и министр Станислав Ясюкевич (Stanislaw Jasiukiewicz) погибли на территории Советского Союза. Историки из Института национальной памяти указывают, что россияне до сих пор не рассчитались за это преступление и не пытались его расследовать.