Считалось, что к некоторым местам Антарктики нельзя приблизиться из-за того, что воды, к которым они выходят, покрыты толстым слоем льда. Тем не менее, это удалось сделать японскому ледоколу «Соя». 29 января 1957 года в Антарктике появилась японская станция «Сёва». Через 10 лет после поражения в войне великое достижение вдохновило народ, у которого еще оставались шрамы от войны, и вернуло Японию в мировое сообщество.
«Инспектор бюджета министерства финансов заявил, что нельзя пускать деньги налогоплательщиков на подобные проекты, однако энтузиазм и заинтересованность профессора Мацумуры (Matsumura) сподвигли его на действия».
Это одна из фраз, которая содержится в работе «25-летняя история исследования Антарктики» Сэйдзи Кая (Seiji Kaya), который в середине 50-х годов, когда появился международный проект исследования Антарктики, являлся главой Научного совета Японии. Эту работу он написал для министерства культуры Японии. Профессор Мацумура — это Кэндзо Мацумура (Kenzo Matsumura), который в то время являлся министром культуры. Он фанат Антарктики. В 1910 году он даже провожал лейтенанта Нобу Сирасэ (Nobu Shirase), который отправился в антарктическую экспедицию на корабле «Кайнанмару».
Вице-президент Антарктического общества Японии, членами которого являются исследователи, побывавшие в экспедиции на Южном полюсе, Окидзуку Ватанабэ (Okizuku Watanabe) говорит следующее: «После окончания войны прошло 10 лет, однако Япония была все еще бедной страной. Если бы не было этого политического решения, сейчас бы исследования Антарктики не проводились». На подобные исследования требуется более 100 миллионов йен. С учетом того, что в то время бюджет Японии, которая пыталась восстановиться после разрухи, составлял один триллион йен, это — большая сумма. «Профессор Мацумура говорил г-ну Кая о том, что в сложные времена необходимо поднять национальный дух за счет исследований Антарктики», — вспоминает г-н Ватанабэ.
Благодаря этой поддержке в сентябре 1955 года команда под руководством профессора Токийского университета Такэси Нагата (Takeshi Nagata) в ходе международной конференции в Брюсселе выразила намерение принять участие в экспедиции на Южный полюс. 4 ноября того же года на совещании в парламенте японские власти приняли официальное решение. В 1956 году, когда «Соя» покинула токийский порт Харуми, в экономическом докладе правительство подчеркнуло, что послевоенный период подошел к концу.
Желание познать неизведанные земли
Международный проект исследования Антарктики стартовал в рамках программы Международного геофизического года (1957-1958). На Южном полюсе наблюдаются различные загадочные явления, подобные северному сиянию. Площадь Антарктики в 37 раз превышает территорию Японии. Люди там не живут из-за жестких погодных условий. В связи с этим там было много неисследованных мест. Международное сообщество было заинтересовано в том, чтобы познать новое.
Амбициозный проект вызвал громадный интерес и в Японии. Можно сказать, что для Японии, суверенитет которой был восстановлен в 1952 году благодаря вступлению в силу Сан-Францисского мирного договора, это событие стало международным дебютом. На проект деньги жертвовали не только взрослые, но и дети, которые экономили на карманных расходах и вносили по пять–десять йен. Всего было собрано 21463 пожертвования. Поскольку организации также вносили деньги, в акции приняло участие несколько миллионов человек. Общая сумма превысила 30 миллионов йен. На сегодняшний день эта сумма равнялась бы 500 миллионам йен.
Бывший глава Национального института исследований полюсов Ёсиюки Фудзии (Yoshiyuki Fujii), который четыре раза участвовал в экспедициях на Южный полюс, также внес 100 йен в проект, когда учился в третьем классе. «Меня поразило то, что Япония отправится в неизведанные места. В Японии никогда не было подобного ажиотажа ни до, ни после этого», — говорит он.
Был создан списк имен людей, внесших свои пожертвования. Этот список был отлит на медной плите известным японским литейщиком Масахико Катори (Masahiko Katori). Одно время эта плита находилась на антарктической станции «Сёва». Поскольку за долгие годы она вросла в лед, 30 лет назад ее вернули в Японию. «Недавно я просматривал этот список и очень удивился, когда увидел там имя нынешнего главы Национального института исследований полюсов Кадзуюки Сираиси (Kazuyuki Shiraishi). Первое пожертвование внесла актриса Юмэдзи Тсукиока (Yumeji Tsukioka)», — говорит г-н Фудзии.
Толстые льды вблизи станции «Сёва»
В 1955 году Япония объявила о своем участии в арктической экспедиции в ходе международной конференции. Участники пришли к соглашению о том, что в Антарктике необходимо создать станцию, которая позволит получить информацию о Южном полюсе в целом. Различные иностранные станции уже были в Антарктике. Японии было предложено создать базу в зоне, которая находилась в 1600 километрах от других станций. После этого обсуждение продолжилось, в результате чего было приятно решение построить станцию «Сёва» на острове Восточный Онгул с координатами 39 градусов восточной долготы и 69 градусов южной широты.
Тем не менее, в этом регионе льды особенное толстые, в связи с чем он является крайне труднодоступным. В 2012 году новейшему исследовательскому судну «Сирасе» не удалось даже приблизиться к берегу. Поскольку в то время Япония являлась страной, которая проиграла в войне, некоторые считали, что ей выпала несчастливая участь. Тем не менее, по словам Фудзии, в результате это место стало благоприятным для изучения и проведения исследований.
Во-первых, база расположена в месте, где часто возникает северное сияние. Кроме того, в горах Ямато, которые расположены в 300 километрах на юго-запад от базы, было обнаружено большое количество метеоритов солнечного происхождения. К местам, где можно обнаружить льды, в которых содержатся воздушные массы за последний миллион лет, от базы «Сёва» можно доехать на снегоходе. В последствии там появилась арктическая станция «Купол Фудзи». Также был построены станции «Мидзухо» и «Асука». Пятую станцию планируется построить рядом с «Куполом Фудзи».
После Международного геофизического года прошло 50 лет. Ученые полагают, что на Южном полюсе было сделано три важных открытия: озоновые дыры, озеро Восток, обнаруженное подо льдами на глубине четыре тысячи метров и большое количество метеоритов. Япония внесла огромный вклад в обнаружение метеоритов и озоновых дыр. США научились у Японии тому, как правильно искать метеориты. Сокращение озонового слоя Земли обнаружил Сигэру Тюбати (Shigeru Tyubachi). Озеро Восток, которое находится под российской станцией, в 22 раза превышает размеры озера Бива. Там была обнаружена экосистема, которая была изолирована от внешнего мира на протяжении по меньшей мере миллиона лет.
Были и трагические события. В 1960 году пропал без вести занимавшийся исследованиями северного сияния Син Фукусима (Shin Fukushima), который в метель вышел покормить собак. Он пошел помочь Ёсио Ёсида (Yoshio Yoshida), который следил за собаками, однако в условиях нулевой видимости Фукусима потерялся. «На обеспечение безопасности исследований и опытов уходит время. В настоящее время сложилась тенденция к мгновенному получению результата. В результате безопасности уделяется недостаточное внимание. Я хотел бы, чтобы мой горький опыт послужил уроком для нынешних исследователей», - говорит Ёсида.
По информации Национального института исследований полюсов, в настоящее время на Южном полюсе расположены станции около 20 стран. Можно сказать, что антарктические исследования, которые вышли за рамки национальных интересов, связанных с территориями и природными ресурсами, являются одним из примеров идеального международного сотрудничества.
Фундамент для исследований на глубине и в космосе
Основой для этого стал Договор об Антарктике, заключенный в 1959 году 12 странами (Япония, США, Великобритания, Франция, Бельгия, Норвегия, СССР, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Чили и Аргентина), у которых были станции на Южном полюсе. В соответствии с этим договором стороны пришли к соглашению о свободных научных исследованиях и международном сотрудничестве, а также запрете на военные учения и территориальные притязания. В 1961 году он вступил в силу. За год до Карибского кризиса, в результате которого американо-советская холодная война чуть не привела к ядерной катастрофе.
Г-н Ёсида, который хорошо знает подробности подписания Договора об Антарктике, так характеризует международную ситуацию, сложившуюся в то время: «США и СССР вели холодную войну в северном полушарии. Некоторые опасались, что такая обстановка сложится и в южном полушарии. Можно сказать, что антарктические исследования заложили фундамент для мирных исследований в море и космосе».
В настоящее время на станции «Сёва» ежегодно находятся зарубежные ученые. Их японские коллеги также живут на иностранных станциях. По словам Фудзии, еда из одной тарелки формирует крепкий международный коллектив. Он полагает, что Южный полюс способствует росту сотрудничества и конкуренции.