Сегодня часто говорят о том, что баланс сил в мире меняется, и в скором времени Китай обгонит Америку по размеру ВВП. Как известно, китайско-американская конкуренция в Тихоокеанском регионе не ограничивается экономикой. Налицо трения и в области безопасности. В Тихом океане Китай начал претендовать на острова, на которые он ранее не имел притязаний. Чаще всего пресса упоминает о его конфликте с Японией, но также у Китая есть территориальные споры с Малайзией, Вьетнамом, Филиппинами.
Недавно под предводительством Китая и при его значительном финансовом вкладе был создан Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ). К участию в АБИИ были приглашены и другие страны. К проекту присоединились Великобритания и Франция, однако Америка и Япония, которая внимательно следит за политикой Вашингтона, уклонились от этой инициативы. В своем выступлении на церемонии, организованной на прошлой неделе Фондом Фанга по случаю предоставления китайским студентам грантов на получение ученой степени в Университете Коч, Виктор Фанг (Victor Fung) пояснил, что АБИИ — лишь шаг на пути к реализации более комплексного плана. Даже при беглом изучении данного вопроса в интернете становится понятно, что эта идея по сути — часть государственной политики, а не, скажем, инициатива, разработанная и представленная общественности каким-либо мозговым центром.
Китай пытается укрепить свою постоянно растущую мощь с помощью инструментов, позволяющих транслировать влияние на весь мир. В качестве формулы, способной обеспечить осуществление этих целей, он, судя по всему, выбрал исторический символ: Шелковый путь. При упоминании этого наименования на ум первым делом приходят караваны, выходившие из Китая и по горам и пустыням перевозившие такие восточные товары, как шелк и пряности, в Европу. В наши дни, впрочем, место караванов должна занять новая железная дорога. Железнодорожное сообщение между Китаем и нашей страной, а также Северной Европой существует и сегодня, но инфраструктуре много лет, и нет единого рельсового стандарта. Вместе с тем поезд вдвое сокращает срок, за который товары из Китая попадают на турецкий или европейский рынок: морская перевозка занимает более месяца. Новая железная дорога, по которой будут следовать скоростные поезда, еще сильнее сократит время грузоперевозок, что позволит снизить затраты. Предполагается, что этот путь будет начинаться в Гонконге, а завершаться — в Стамбуле. Разве это может оставить кого-либо равнодушным? Предполагается, что этот проект, требующий крупных капиталовложений, будет частично финансироваться за счет АБИИ.
Новый Шелковый путь, как и в прежние времена, не будет ограничиваться одним маршрутом. В какой степени он повторит прежний Шелковый путь — пока нельзя сказать наверняка, но путь, пролегающий по морю и выходящий в Тихий океан, пока только на стадии разработки. Для того, чтобы эти маршруты (сухопутный и морской) были экономически успешными, необходимо, чтобы транспортные средства наполнялись товарами в обоих направлениях. В любом случае эти проекты позволят Китаю увеличить свою долю в мировой экономике и укрепить положение КНР на мировой арене. Для нашей же страны проекты Шелкового пути обернутся новыми возможностями.
Как известно, одним из событий, положивших конец первоначальному Шелковому пути, стало создание Османской империи. То, что Турция занимает важное место в рождении нового Шелкового пути, является, полагаю, одним из причудливых парадоксов истории.