Состоявшиеся 8 мая в Москве саммиты Содружества независимых государств (СНГ) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) продемонстрировали вроде бы диаметрально противоположные тенденции внутри этих структур. Не исключено, однако, что финал окажется одинаковым.
СНГ: все более малолюдный клуб
Конечно, первое из этих мероприятий можно считать важным лишь с некоторой натяжкой, о чем наглядно свидетельствует практически полное отсутствие интереса к нему со стороны ведущих российских средств массовой информации.
Во-первых, саммит был неформальным, вдобавок участие в нем приняли лишь шесть глав государств из одиннадцати, формально еще в организации состоящих — Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Узбекистана и Таджикистана. А вот их коллеги из Азербайджана, Армении, Молдавии, Туркмении и Украины московский сбор проигнорировали.
Во-вторых, никаких серьезных решений там не принималось, если, разумеется, не считать достижения (причем, похоже, не без труда) договоренности о проведении 9 октября в Астане следующей, уже официальной, встречи.
По предложению Нурсултана Назарбаева в качестве ее основной темы была определена борьба с терроризмом. Дело, безусловно, важное, вот только за почти четверть века своего существования СНГ так и не проявило способности воплощать в жизнь даже самые лучшие намерения.
Речь, понятно, идет не о многочисленных символических акциях. Например, программа СНГ, посвященная 70-летию Победы, включает в себя более 60 пунктов — военные парады, эстафета Победы вдоль внешних границ Содружества, переиздание мемуаров, художественных произведений и т.п. С этим как раз все в порядке, проблемы начинаются, когда дело доходит до конкретных созидательных действий, направленных на перспективу.
Впрочем, пусть в чисто вербальном плане, но один более или менее серьезный вопрос все-таки был затронут. Как отметил Александр Лукашенко, «в настоящее время украинская сторона де-факто сворачивает участие в деятельности СНГ, не финансирует общий бюджет, а она вторая была по численности наполнения бюджета после России, не участвует в плановых мероприятиях, отозвала постоянного полномочного представителя».
И хотя при этом было высказано мнение, что «выхода Украины из СНГ вряд ли стоит ожидать», поскольку белорусский лидер сам уговаривал ее руководство не торопиться, слабо верится, что в условиях широкомасштабной российской агрессии Киев к этим призывам прислушается.
Тем более что де-юре Украина формально не является членом Содружества, поскольку не ратифицировала его устав.
Следующим беглецом станет, скорее всего, Молдова, которая достаточно уверенно двигается в сторону объединенной Европы. Сомнительно также, что надолго задержится в Содружестве Азербайджан.
В ЕАЭС — пополнение
Напротив, второй саммит прошел в гораздо более оптимистическом ключе, так как, в отличие от СНГ, ЕАЭС продолжает расширяться. Именно в Москве к четырем его членам — Армении, Белоруссии, Казахстану и России — присоединился Кыргызстан.
К тому же президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в очередной раз напомнил о странах, желающих присоединиться к ЕАЭС: «Несмотря на то, что в условиях кризиса взаимная торговля проседает, я считаю, что Евразийский экономический союз имеет большую перспективу. Вы посмотрите, почему многие страны хотят — Китайская Народная Республика хочет создать свободную экономическую зону [с ЕАЭС], Вьетнам, сегодня мы договорились, Турция хочет с нами быть, Индия с нами хочет быть».
Список действительно впечатляет. Более того, это уже отнюдь не только намерения: Евразийской экономической комиссии на саммите было поручено начать работу над всеобъемлющим соглашением о партнерстве и сотрудничестве с Китаем.
Не исключено, между прочим, что нынешний объезд председателем КНР Си Цзиньпином столиц трех ведущих евразийцев как раз и связан с намечаемым расширением сотрудничества.
Будущее евразийской интеграции тоже под вопросом
В то же время в рамках ЕАЭС постоянно возникают досадные вопросы. Скажем, смогут ли в условиях глубоких разногласий по поводу братьев Бакиевых, в экстрадиции которых Минск отказывает Бишкеку, плодотворно взаимодействовать Белоруссия и Киргизия?
Или как согласуются с бравурной риторикой партнеров о дружбе вспыхивающие раз за разом торговые войны России с Белоруссией и Казахстаном?
Наконец, главное: не приведет ли вожделенное сближение ЕАЭС (суммарный ВВП в 2014 году 4,2 триллиона долларов) с Поднебесной (17,6 триллиона), Индией (7,4) и Турцией (1,5) к неизбежной утрате Москвой доминирующей позиции в союзе, для чего последний, собственно, ею и создавался? Согласится ли Кремль играть в нем второстепенную роль?
Как представляется, ответы на эти и подобные вопросы совсем не очевидны, а посему ЕАЭС в конечном счете может постигнуть судьба СНГ.