Через нескольких недель в Пекине введут общегородской запрет на курение во всех закрытых общественных помещениях, таких как рестораны и офисы, а также на рекламу табачных изделий на улице, в общественном транспорте и в большинстве средств массовой информации. Если инициатива, решение по которой пекинские власти приняли в конце прошлого года, пройдет успешно, то Китай может распространить запрет по всей стране.
Нет сомнений, что снижение курения поможет в значительной мере оздоровить китайское население. Но осуществимо ли это?
В Китае приблизительно 300 миллионов курильщиков. Страна отвечает за одну треть общего мирового потребления сигарет, за один день в ней происходит в среднем 2,700 смертей, связанных с табаком. Затраты на лечение болезней связанных с курением, не говоря уже о последующих потерях в производительности, оказывают заметное влияние на экономику.
До сих пор Китаю не удавалось бороться с курением или эффективно применять запреты в этой области. Несмотря на его ратификацию рамочной конвенции Всемирной Организации Здравоохранения по борьбе против табака в 2005 году, Китай не смог выполнить обязательство по запрету курения в помещениях к 2011 году. Наоборот, производство табака увеличилось на 32%.
С тех пор запреты в той или иной формы были введены в 14 китайских городах, включая Шанхай, Ханчжоу и Гуанчжоу. Но они не помогли сократить число курильщиков. Дело тут не только в том, что за соблюдением закона следили слабо, но в том, что большинство китайцев (75% взрослого поколения Китая) считают, что курение не приносит серьезного вреда (лишь 16% китайских курильщиков заявили, что хотят бросить курить). На этом фоне планы пекинских муниципальных властей, которые собираются штрафовать курильщиков до ¥200 ($32) за курение в общественных местах, кажутся, в лучшем случае, бесперспективными.
Вот очевидный вопрос: почему правительство Китая, которое с такой легкостью продавливает свою волю в других областях, просто не запретит как производство, так и употребление сигарет вообще? Другие страны и города, от Скандинавии до Нью-Йорка, уже делали это: местные власти или превратили курение в очень дорогую привычку, или сделали ее незаконной в большинстве общественных мест.
Все дело в рабочих местах и доходах, которые обеспечивает табачная промышленность. Государственная табачная корпорация CNTC продает почти все потребляемые сигареты в стране. Она является крупнейшим в мире производителем сигарет с ежегодным оборотом в 2,5 триллиона, что, в свою очередь, приносит 816 миллиардов юаней (7-10% ВВП) доходов. Доходы от табачной промышленности финансируют чуть не половину бюджетов некоторых провинциальных правительств. Даже в такой авторитарной стране, как Китай, потеря этих доходов, не говоря уже о гневе 300 миллионов зависимых от никотина курильщиков, делает введение запрета огромной проблемой.
Но есть альтернатива, которая может помочь успокоить разгневанных граждан и смягчить потери доходов от полного запрета на курение: электронные сигареты. E-сигареты просто нагревают раствор никотина, чтобы произвести пар. Они не выпускают канцерогенного дегтя от сигаретного дыма, что делает их идеальной системой доставки никотина курильщикам, желающим — или вынужденным — уменьшить или прекратить потребление табака.
Помимо того, что электронные сигареты наносят куда меньше вреда, они также являются отечественным товаром: электронные сигареты были изобретены в Китае в 2003 году. Но, несмотря на значительный прогресс в этой области (в 2013 году в провинции Шэньчжэнь располагалось 900 производителей этих устройств, на 200% больше чем в 2012 году. На тот момент здесь было сосредоточено более 95% мирового производства электронных сигарет), традиционные сигареты по-прежнему доминируют на китайском рынке.
Недавно Яньчжун Хуан (Yanzhong Huang) из Совета по международным отношениям отметил, что «если лишь 1% курящего населения Китая перейдет на электронные сигареты, то на рынке электронных сигарет появятся примерно 3,5 миллиона пользователей». Китайская государственная табачная корпорация может стать крупнейшим в мире производителем электронных сигарет.
Но тут есть ряд проблем, из-за которых Китаю не удалось пока раскрыть огромный потенциал отрасли электронных сигарет. Одна из них — отсутствие законов, которые регулировали бы отрасль. Низкие барьеры входа на рынок создают жесткую конкуренцию, товаропроизводители могут рассчитывать лишь на малые прибыли, а из-за низкого уровня промышленных стандартов на рынке множество товаров плохого качества. Если электронные сигареты призваны заменить традиционные сигареты и вернуть в экономику потерянные доходы от производства табака, то правительству придется более тщательно регулировать отрасль, гарантировать безопасность и качество.
Такие усилия, однако, будут мало чего значить без одновременного сдвига в мировоззрении китайцев. И тут на подмогу властям приходят меры вроде запрета на курение в общественных местах или во время официальных мероприятий, введенного в 2013 году в отношении Коммунистической партии Китая и государственных чиновников. Как объясняет Хуан, чем больше чиновников перейдет на электронные сигареты, тем больше обычных граждан будут следовать их примеру.
Лидеры китайской государственной табачной корпорации, например, уже, судя по всему, следуют этому запрету. Перешли ли они на электронные аналоги — мы не знаем.
Некурящий Китай — то есть страна, которая получает выгоду от повышения производительности и значительной экономии в здравоохранении, может казаться несбыточной мечтой. Но запрет на курение по всей стране и надежная альтернатива в виде электронных сигарет (как для курильщиков, так и для бюджета) — заманчивый способ превратить мечту в реальность.