Российская экономика оказалась удивительно стойкой и невосприимчивой к западным санкциям. По крайней мере пока. Конечно, деловые круги не очень довольны сложившейся ситуацией, но та паника, которая царила в конце осени и начале зимы, немного утихла.
У экономистов медленно складывается общее мнение о том, что Россия получила свою порцию шишек и синяков, и уже в первом или во втором квартале 2016 года вернется к экономическому росту, хотя и очень скромному. Безусловно, страна сегодня стоит на гораздо более прочном основании, чем в худшие времена рублевого кризиса, когда неожиданные скачки учетных ставок и прочие «чрезвычайные меры» самого разного рода вдруг превратились в обыденность.
Однако существует значительная разница между экономикой, предотвратившей крах, и экономикой, достаточно сильной для того, чтобы выдержать мощное увеличение военных расходов. А российские военные расходы в последнее время растут стремительно. С 2013 по 2014 год военный бюджет страны вырос на 26% в номинальном выражении. На 2015 год запланированы аналогичные увеличения, хотя пока не ясно, что будет с практической реализацией этих планов.
Если предположить, что объем производства в стране сократится на 3%, а реальная стоимость военного бюджета увеличится на 15% (это еще скромное предположение на фоне совершенно немыслимых первоначальных планов), Россия в 2015 году потратит на оборону 5,34% от общего объема производства. Это будет самая большая цифра за всю постсоветскую историю страны, превосходящая предыдущий рекордный показатель примерно на 0,4% ВВП. Это много.
Российским компаниям пока удается не обращать внимания на американские и европейские санкции, однако им будет намного труднее в новых условиях, когда оборонный бюджет медленно, но верно забирает все большую долю государственных ресурсов. Так или иначе, по оборонным счетам все равно придется платить, и выльется это либо в повышение налогов, либо в увеличение государственных заимствований. В отличие от санкций, растущий военный бюджет — это не какое-то временное потрясение, а скорее долговременное и основательное снижение конкурентоспособности. По сути дела, это увод ресурсов из российского производственного сектора в оборонную промышленность, которая славится своей низкой производительностью и слабой конкурентоспособностью.
Конечно, Россия может сделать вид, что щедрые траты на армию ей вполне по карману. Она может притворяться так, как ей угодно. Но в действительности финансы страны, пусть они и кажутся прочными и здоровыми на первый взгляд, не смогут бесконечно долго справляться с такой мощной нагрузкой военных расходов.
Ради ясности скажем, что это проблема не ближайших дней. Россия сможет себе позволить такие объемы военных ассигнований как минимум еще несколько лет, прежде чем у нее в бюджете появятся большие дыры. Под цепким руководством Алексея Кудрина в России была исключительно хорошая система управления налогами. Серьезная ответственность в первые путинские годы дала нынешнему руководству достаточно пространства для маневра и изрядный запас прочности, благодаря которому оно может без особой для себя опасности допускать ошибки.
Но это пространство для маневра сужается, и происходит это довольно быстро. Если сегодняшние тенденции сохранятся, то в следующие 3-4 года российскому правительству придется принимать очень трудные и болезненные решения о том, куда вкладывать имеющиеся средства. Пока оно идет проторенной тропой к военным расходам. Этот курс нам хорошо знаком. Он ведет к экономической отсталости, и как это ни парадоксально, к еще большему ослаблению вооруженных сил.
В конце концов военная мощь — это производное от экономической мощи. Обойти этот простой факт невозможно. Пожалуй, экономика России прочнее, чем признают ее критики, но она не настолько сильна, чтобы давать финансовую подпитку кремлевским фантазиям о военной славе. Чем больше уйдет времени на осознание этой истины, тем серьезнее в итоге будет ущерб.