Уходящий в отставку заместитель председателя Объединенного комитета начальников штабов адмирал Джеймс «Сэнди» Виннефельд (James «Sandy» Winnefeld) заявил во вторник в Центре стратегических и международных исследований, что Россия продолжает нарушать договор 1987 года, согласно которому США и Россия обязались не производить и не развертывать ядерное оружие дальностью от 500 до 5500 километров.
Администрация в настоящее время обсуждает варианты как оборонительных, так и наступательных ответных мер, заявил Виннефельд, в то время как высокопоставленные должностные лица по-прежнему пытаются заставить русских вернуться к соблюдению своих обязательств. Госсекретарь Джон Керри поднимал этот вопрос «совсем недавно», во время встречи с российским руководством, добавил Виннефельд.
«Первый вариант решения этой проблемы состоит в том, чтобы Россия прекратила нарушать условия договора. Это самое главное, — сказал Виннефельд. — Это позволит решить проблему. Если же этого не произойдет, у нас есть другие варианты».
Госдепартамент официально признал в июле прошлого года, что американское правительство считает Россию нарушителем договора. В неофициальном же порядке высокопоставленные представители администрации знали, что Россия нарушает условия договора, по меньшей мере, с 2012 года, поскольку она провела испытания крылатых ракет наземного базирования с запрещенной дальностью. И пока никакого наказания Россия не понесла.
Два американских чиновника, располагающих сведениями о возможных мерах, заявили, что Пентагон представил список возможных ответных мер в Совет национальной безопасности, но Белый дом все же намерен назначить встречу с СНБ на высоком уровне с тем, чтобы обсудить дальнейшие действия и принять окончательное решение. Некоторые более агрессивные меры предполагают развертывание дополнительных единиц технических средств вооружения в странах НАТО. Это позволило бы обеспечить противоракетную оборону около российской границы в ответ на расширение российского арсенала крылатых ракет. В качестве менее агрессивных ответных шагов предлагается расширение санкций и патрулирование воздушных границ России.
Реакция со стороны США «будет означать для России, что это (нарушение) не принесет русским никакой пользы ... и реакция будет достаточной, чтобы в очередной раз убедить наших партнеров в наших самых серьезных намерениях добиться того, чтобы Россия соблюдала свои обязательства по договору, который мы все уже давно подписали», — заявил Виннефельд.
Госдепартамент США в сентябре прошлого года направил в Москву делегацию во главе с заместителем госсекретаря по вопросам контроля над вооружениями и международной безопасности Роуз Геттемюллер (Rose Gottemoeller) для проведения переговоров с Россией о недопустимости нарушения договора. Однако, делегация возвратилась в Вашингтон, так и не добившись результата.
Американские и российские чиновники сказали мне, что американская делегация отказалась говорить российской стороне, какими именно действиями Россия нарушила условия договора. По словам членов американской делегации, они не хотели рисковать и сообщать секретные сведения, которые могли бы раскрыть источники информации и методы ее получения. Кроме того, русские уже сами знали, как именно они нарушили договор.
Но российская сторона воспользовалась осторожностью американцев и отклонила обвинения. В своем напыщенном выступлении в феврале на Мюнхенской конференции по безопасности, российский министр иностранных дел Сергей Лавров отметил, что в заявлениях американской стороны «отсутствуют конкретные факты». Далее он обвинил США в том, что они нарушают договор, развертывая в Европе элементы ПРО и используя беспилотные летательные аппараты (последнее обвинение звучит весьма странно, учитывая то, что в договоре о них речь вообще не шла).
Госдепартамент категорически отрицает, что США каким-либо образом нарушают условия договора.
По словам официальных представителей России, российская сторона хочет обсудить вопрос нарушения договора, затронув при этом проблему и российских крылатых ракет, и американских систем ПРО. Вероятность проведения таких переговоров крайне мала, поскольку администрация Обамы дальше не может обсуждать противоракетную оборону США. Она уже и так уступила требованиям российской стороны, отказавшись в 2009 году от размещения элементов ПРО в некоторых странах Восточной Европы и частично пересмотрев программу ЕвроПРО.
Но это происходило в то время, когда отношения между СЩА и Россией были относительно неплохими. Теперь же, после вмешательства России в дела Украины, во время которого президент Владимир Путин допустил высказывания, содержавшие едва завуалированные угрозы применения ядерного оружия, ни Европа, ни Вашингтон не испытывают особого желания заключать с Москвой дальнейшие соглашения о ракетном оружии. Поэтому в конгрессе все чаще звучат высказывания в адрес администрация президента США с требованиями предпринять какие-нибудь меры, чтобы пресечь нарушения Россией договора о ядерных вооружениях.
В проекте закона о политике безопасности, разработанном в Белом доме на следующий год, предусмотрены довольно жесткие меры на случай нарушения договоренностей. Согласно этому проекту администрация будет обязана докладывать конгрессу о том, предпринимает ли Россия какие-либо шаги по соблюдению условий договора. При отсутствии таких шагов со стороны России закон обязывает президента инициировать разработку соответствующих военных средств для противодействия новым российским ракетным комплексам.
«Они должны что-то для этого предпринять, — сказал мне член комитета по внешним связям сената США Джеймс Риш (James Risch). — Зачем заключать договор, если не соблюдаешь его?»
По словам Риша, от договоров с Россией, в том числе и СНВ-III, против подписания которого он выступал в 2010 году, больше проблем, чем пользы, поскольку у администрации никогда не было плана действий на случай, если Россия не будет выполнять свои обязательства. По его мнению, если Россия не начнет соблюдать договор, то тогда США вообще следует рассмотреть вопрос о выходе из него.
«Несомненно, им следует иметь ясные представления о том, намерены ли стороны соблюдать условия договора. Если нет, то мы будем вынуждены двигаться в другом направлении», — считает Риш.
Сорвать договор 1987 года, выйдя из него в одностороннем порядке — это, наверное, было бы крайней мерой. В этом случае пришлось бы отказаться от участия в предусмотренной договором работе по проверке соблюдения условий договора и инспектированию, благодаря которой США получали ценные сведения и имели возможность проверить действия России.
С другой стороны, соглашения с Россией уже утратили свою прежнюю целесообразность. Договор об обычных вооруженных силах в Европе практически не действует. Вторгшись на Украину, Россия демонстративно нарушила условия Будапештского меморандума. В общем и целом, Россия — это страна, которая приходит в упадок. Возможно, Соединенным Штатам следует возобновить укрепление собственного арсенала ядерных средств средней дальности для противостояния самой главной угрозе XXI века — Китаю с его развивающейся экономикой и стремительно растущим военным потенциалом.