В прошлый раз, когда лидеры Евросоюза встречались с руководителями стран из числа бывших советских республик на саммите «Восточное партнерство», проходившем в конце 2013 года в столице Литвы Вильнюсе, разразились катастрофические политические события. В течение нескольких месяцев после того, как во время саммита украинский президент Виктор Янукович отказался подписать соглашение об интеграции с ЕС, он был свергнут участниками протестного движения. Россия аннексировал Крым, а на востоке Украины началась война.
Маловероятно, что первый с тех пор саммит, который начинается в четверг вечером в столице Латвии Риге, будет иметь такие же бурные и опасные последствия.
Наоборот, эта встреча, возможно, продемонстрирует более сдержанные амбиции ЕС в отношении своих восточных соседей и усилит раздражение Украины, Молдавии и Грузии, которые когда-то с предельным энтузиазмом восприняли возможность вступления в ЕС.
Эти три страны, среди которых и недавно пережившая революцию Украина, после многолетних переговоров подписали в июне прошлого года соглашения о политической и экономической ассоциации, являющиеся основным условием вступления в Евросоюз.
Однако согласно предварительным выводам аналитиков The Financial Times, лидеры этих стран вернутся из Риги, так и не добившись тех привилегий, которые по их мнению могли бы убедить их граждан в преимуществах членства в ЕС на фоне того давления, которое оказывает Москва, пытаясь принудить их к союзу с Россией. Если быть точнее, речь идет о таких привилегиях, как отмена визового режима и четко сформулированные гарантии того, что эти страны когда-нибудь смогут стать членами ЕС.
«На саммите в Риге не планируется делать какие-либо серьезные заявления, и это даст России очередную возможность разжечь скептицизм в бывших советских республиках», — говорит Каха Гоголашвили (Kakha Gogolashvili) из Грузинского фонда стратегических и международных исследований (GFSIS).
«Восточное партнерство» было создано в 2009 г. с целью популяризации европейских демократических ценностей в шести бывших советских республиках — Украине, Грузии, Молдавии, а также Белоруссии, Армении и Азербайджане — посредством сотрудничества и свободной торговли, предлагаемых на условиях проведения реформ.
Но вместо этого начался конфликт с Россией, которая восприняла эту программу как попытку присоединить ее соседей к ЕС и НАТО и сорвать ее планы по созданию Евразийского экономического союза, призванного объединить государства на постсоветском пространстве в качестве противовеса Евросоюзу.
Конфликт на Украине поставил страны ЕС перед дилеммой. Укрепление партнерских отношений может вызвать еще большее недовольство России — даже на фоне угрозы срыва последнего соглашения о перемирии на востоке Украины.
Но если Евросоюз откажется от своих планов, это разрушит надежды жителей стран, поддержавших прозападные правительства, подорвет имидж ЕС и, по словам одного европейского министра, «послужит сигналом для русских о том, что эта территория не занята».
Ситуацию усугубляет еще и то, что дальнейшее расширение блока или отмена визового режима для стран, не являющихся членами ЕС, воспринимается европейскими избирателями без особого энтузиазма.
Как считает Европейский комиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Йоханнес Хан (Johannes Hahn), рижский саммит должен помочь Брюсселю критически пересмотреть свою политику, проанализировать достигнутые успехи и возможные пути корректировки. ЕС в данный момент пересматривает свою политику в отношении соседних стран, в частности в отношении стран Южного Средиземноморья.
Но Украина, Грузия и Молдавия заявляют, что им нужен не пересмотр отношений, а конкретные результаты. Они утверждают, что вряд ли в ближайшие годы простые люди почувствуют преимущества торговых соглашений.
«Люди рассуждают: „мы развиваем демократию, политика в стране становится прозрачнее, но при этом ничего не происходит?“ — говорит один из крупных грузинских бизнесменов. — Это закрытый клуб богатых людей, которые не хотят никого в него впускать. Именно так это выглядит со стороны».
Жители этих трех стран хотят, чтобы ЕС предоставил им то, от чего всегда уклонялся — четкие перспективы вступления в Евросоюз. Теоретически Брюсселю это сделать не так уж и сложно, ведь в уставе ЕС сказано, что все европейские страны могут стать его членами при условии проведения демократических реформ.
Но, по словам одного из европейских дипломатов, перед саммитом в Риге дебаты в отношении формулировки этого вопроса были «очень острыми». Разногласия между Германией, Францией, Италией и Испанией, известными своей осторожностью, и более оптимистично настроенными Польшей, Швецией и Чехией оказались гораздо серьезнее, чем перед саммитом в Вильнюсе.
«Дебаты шли очень тяжело и жестко, — признается он. — В итоге все завершилось типичным европейским компромиссом, и мы составили документ, в котором много слов и фраз, смысл которых понять невозможно».
Бывший генеральный секретарь Европейской службы внешних действий ЕС Пьер Вимон (Pierre Vimont) предупреждает, что для заключения торговых соглашений необходимо, чтобы страны, желающие вступить в ЕС, перешли на законодательство, уже наработанное для единого рынка. «И если мы обсуждаем эти вопросы, это еще не значит, что в итоге вы станете членом ЕС. Все это не так-то просто».
Молдавия в прошлом году добилась отмены визового режима, но надежды Украины и Грузии на то, что в Риге они смогут получить такие же привилегии, не оправдались. Брюссель заявляет, что для этого необходимо решить ряд дополнительных технических вопросов. Однако на неофициальном уровне чиновники ЕС высказывают опасения в связи с наплывом беженцев с Украины.
Правда, Киев и Тбилиси утверждают, что отмена виз станет самым главным стимулом для их граждан. Кроме того, сделать евроинтеграцию более привлекательной поможет развитие культурных и деловых связей, а также расширение студенческого обмена.
Не исключено, что на саммите в Риге будет достигнут прогресс в решении некоторых вопросов, в том числе в выработке индивидуального подхода и механизмов вступления в ЕС для каждой страны. Белоруссия и Армения уже вступили в контролируемый Россией Евразийский союз, Азербайджан пока занимает выжидательную позицию. Сейчас решается вопрос о том, чтобы сосредоточить усилия на разработке специальной программы для стран Южного Кавказа. И не исключено, считает Йоханнес Хан, что в будущем формат саммитов будет совершенно иным.
Хотя рассчитывать на какие-то особые успехи в этом направлении не приходится.
«Эпоха смелых фантазий и планов расширения ЕС давно прошла — считает один из европейских дипломатов. — Сегодня среди нас мало колей и миттеранов, готовых составлять планы строительства европейской семьи».