Соединенные Штаты сталкиваются с поразительным набором глобальных угроз безопасности, которые требуют проявления национальной решительности, а также решительности со стороны наших ближайших союзников в Европе и в Азии. Шаги Ирана, направленные на то, чтобы стать региональным гегемоном, российская агрессия на Украине и конфликты, порождаемые исламским терроризмом на Ближнем Востоке и в Северной Африке, являются лишь немногими примерами из числа вызовов, требующих проявления непоколебимой приверженности американским демократическим принципам, а также военной готовности. Путь к достижению целей Соединенных Штатов может также быть экономическим — он очень прост, и для этого достаточно гарантировать, чтобы наши союзники и друзья имели доступ к безопасным поставкам энергоносителей.
Блокированием доступа к этим поставкам является запрет на экспорт американской сырой нефти, который был введен — наряду с мерами внутреннего ценового контроля — в 1973 году после арабского нефтяного эмбарго. Ценовой контроль был отменен в 1981 году, однако запрет на экспорт продолжает действовать, хотя в Америке предостаточно нефти.
Соединенные Штаты освободились от зависимости, связанной с поставками энергоносителей из нестабильных источников. Лишь 27% использованной здесь в прошлом году нефти было импортировано, и это самый низкий показатель за последние 30 лет. Почти половину этого экспорта обеспечили поставки из Канады и Мексики. Однако наши друзья и союзники, особенно в Европе, не имеют подобной степени независимости. Настал момент для того, чтобы Соединенные Штаты начали использовать свою нефть и природный газ для поддержки своих интересов в области безопасности по всему миру.
Возьмем в качестве примера Иран. Многосторонние санкции, в том числе ограничение экспорта его нефти, заставили Иран сесть за стол переговоров. Эти санкции могли бы оказаться напрасными, если бы не было резкого подъема внутренней добычи нефти в Соединенных Штатах, что позволило вытеснить экспорт. Значительная часть из освободившегося объема иностранной нефти стала поступать в европейские страны, которые после этого сократили свой импорт иранской нефти до нуля.
Перспективы достижения соглашения по ядерной программе с Ираном не позволяют Соединенным Штатам сидеть, сложа руки. Когда рост мировой экономики вызовет увеличение спроса на нефть, Иран будет готов очень быстро увеличить свой экспорт в те страны, в которых сокращение иранского импорта было критически важным для обеспечения успеха санкций. Речь в данном случае идет о Японии, Южной Корее, Тайване, Турции, Индии и Китае. Экспорт из Соединенных Штатов поможет этим странам диверсифицировать свои источники получения энергоносителей и избежать возвращения к их прежнему уровню зависимости от Ирана.
Еще более важным является то, что в случае неудачи переговоров или в случае отказа Тегерана выполнять свои обязательства санкции должны будут быстро вернуться, и при этом будет наложено еще более жесткое эмбарго на экспорт иранской нефти. И будет намного сложнее настаивать на том, чтобы другие страны ограничили свой импорт энергоносителей из Ирана, если Соединенные Штаты откажутся продавать им свою нефть.
Существуют и другие опасности, возникающие в результате действий глобальных поставщиков нефти, на которые Соединенные Штаты не могут себе позволить не обратить внимание. Ливия сильно страдает от гражданской войны и нападений со стороны Исламского государства. Плохо управляемая экономика Венесуэлы находится на грани коллапса.
Весьма угрожающим является российское энергетическое господство в Европе. 14 стран НАТО покупают 15% или даже больше потребляемой ими нефти в России, и при этом соответствующие показатели нескольких стран Восточной и Центральной Европы превышают 50%. Россия является единственным или основным поставщиком природного газа для нескольких европейских государств, включая Финляндию, Словакию, Болгарию и прибалтийские государства. Европа в целом больше чем на четверть зависит от России в том, что касается поставок природного газа.
Подобная ситуация делает Европу уязвимой для оказания давления со стороны Кремля. В январе 2009 года Россия прекратила поставку природного газа на Украину, и несколько европейских государств тогда были полностью лишены доступа к природному газу. Недавно проведенный в Евросоюзе «стресс-тест» показал, что продолжительное прекращение поставок энергоносителей из России приведет к тому, что некоторые страны лишатся 60% поступлений природного газа. Кроме того, доходы от продаж в Европе обеспечивают России значительные денежные ресурсы для финансирования своей агрессии на Украине. Этот конфликт вполне может распространиться на Центральную Европу и затронуть прибалтийские государства. Пока трансатлантический альянс держится твердо, однако траектория этого конфликта является непредсказуемой. Соединенные Штаты способны предоставить своим друзьям и союзникам стабильную альтернативу и обезопасить их от угрозы прекращения поставок. Это является стратегическим императивом, а также предметом экономической заинтересованности.
Местный бум в области разработки сланцевых месторождений обеспечивает в Соединенных Штатах примерно 2,1 миллиона рабочих мест. Такие данные приведены в докладе компании IHS, опубликованном в 2013 году, однако недавнее понижение цен на нефть привело к значительному уменьшению объема денежных средств, вкладываемых в разведку и добычу. Сокращение рабочих мест в нефтяной промышленности распространилось вверх по цепочке и затронуло, в том числе, сталелитейное производство. Снятие запрета на экспорт позволит вернуться на свои прежние места некоторым из этих рабочих, а также поддержит американскую экономику.
Но почему в таком случае запрет продолжает действовать? Отчасти это объясняется привычкой и существующим мифом. Энергетическая политика Соединенных Штатов продолжает оставаться укорененной в ментальность времен дефицита, которая была сформирована в 1970-х годах. И даже сегодня существующее в обществе восприятие должно наверстать свое отставание от реальности и осознать, что Америка опередила как Россию, так и Саудовскую Аравию и стала крупнейшим производителем жидкой нефти (свыше 11 миллионов баррелей в день). Соединенные Штаты в 2010 году стали крупнейшим производителем природного газа, и федеральное правительство собирается сегодня выдавать лицензии на экспорт сжиженного природного газа.
Опасения относительно того, что экспорт американской нефти вызовет рост цен на бензин, являются неуместными. Соединенные Штаты уже экспортируют продукты переработки нефти, и в декабре 2014 года в день на экспорт поставлялось 875 тысяч баррелей бензина. В результате цены на бензин в Соединенных Штатах приближаются к мировым. В некоторых недавних исследования, проведенных в том числе Брукингским институтом, организацией Resources for the Future, а также Центром энергетических исследований Университета Райса (Rice University’s Center for Energy Studies), отмечается, что экспорт сырой нефти, на самом деле, ослабит давление на цены на бензин в Америке, поскольку больше нефти поступит на глобальный рынок, что приведет к снижению глобальных цен.
Слишком часто дебаты по поводу внешней политики в Америке фокусируются на вопросах о том, какое количество военной силы следует разместить на Ближнем Востоке, следует ли Соединенным Штатам поставлять оружие на Украину и какого рода более жесткие санкции должны быть введены в отношении Ирана. При этом игнорируется мощное нелетальное оружие — изобилие в Америке запасов нефти и природного газа. Соединенные Штаты продолжают оставаться великим арсеналом демократии. Но Соединенные Штаты также должны быть великим энергетическим арсеналом.
Леон Панетта был директором Центрального разведывательного управления (2009 — 2011), а также министром обороны (2011 — 2013). Стивен Хэдли работал советником по национальной безопасности (2005 — 2009).