Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Как умному не наделать глупостей: пять простых пунктов

Даже самые умные люди могут оказаться в дураках. Корреспондент BBC Future объясняет, как не попасть в самые распространенные ловушки, которые может расставить человеку его корявое мышление: иррациональные мысли, беспечность — да просто внезапный хаос в голове.

© Fotolia / Vibe ImagesВ колпаке
В колпаке
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Даже самые умные люди могут оказаться в дураках. Корреспондент BBC Future объясняет, как не попасть в самые распространенные ловушки, которые может расставить человеку его корявое мышление: иррациональные мысли, беспечность — да просто внезапный хаос в голове. И наличие высокого интеллекта не означает, что вы будете более рациональным или разумным.

Если вы когда-нибудь ставили под сомнение идею, что очень умные люди одновременно могут быть и очень глупыми, просто вспомните тот случай, когда самый умный человек в Америке затеял убить индейку электрическим током. Бенджамин Франклин (Benjamin Franklin) попытался уловить «электрический огонь» в стеклянную лабораторную колбу, или лейденскую банку, используя ее как примитивную батарейку-конденсатор. Когда у него это получилось, он подумал, что было бы недурно убить и зажарить индейку себе на обед с помощью электрического разряда. Вскоре он превратил этот прием в трюк для гостей, который он стал регулярно демонстрировать на званых вечерах. Публику приводила в восторг магическая способность хозяина управлять этой странной силой.

Однако в ходе одной из таких демонстраций Франклин отвлекся и допустил элементарную ошибку — он прикоснулся к одной из банок, держа в другой руке металлическую цепь. «Присутствовавшие гости сказали, что вспышка была очень сильной, а хлопок был таким же громким, как пистолетный выстрел, — написал он впоследствии. — Что я тогда ощутил, я даже не в силах как следует описать; какой-то невероятной силы удар поразил все мое тело с головы до пят, и казалось, что он подействовал как изнутри, так и снаружи; первое, что я испытал после этого, была жестокая дрожь, которая сотрясала все мое тело».

Очевидно, что наличие высокого интеллекта не означает, что вы будете более рациональным или разумным. Хотя и легко смеяться над чудачеством Франклина, другие примеры того же порядка действуют еще более отрезвляюще.

Американский хирург Атул Гаванд (Atul Gawande) с поразительной силой написал о великой трагедии, поразившей современную медицину. Хирурги, какими бы искусными они ни были, порой из-за элементарной беспечности допускают ничем не оправданную и бессмысленную гибель пациента: врач может забыть помыть руки перед операцией или пренебречь переодеванием в чистую одежду.

Недальновидные шаги в бизнесе, которые могут включать различные нелепые уловки, в конце концов, приведут к краху компании.

Нужен новый способ мышления

Скучающий школьник


Как говорит Роберт Стернберг (Robert Sternberg) из Корнелльского университета, штат Нью-Йорк, проблема заключается в том, что наша система образования не создана для того, чтобы привить нам тот способ мышления, который пригодится нам в дальнейшей жизни.

«Системы тестирования, которые мы используем, — SAT или A-level в Англии — практически не демонстрируют ничего, кроме школьных оценок, — сказал он. — Вы видите людей, которые получают очень хорошие оценки, а затем оказываются никуда не годными лидерами. Они хорошие специалисты, но обделены чувством здравого смысла и лишены понятия об этике. Они занимают посты президентов и вице-президентов корпораций и акционерных обществ, однако во многих вопросах они некомпетентны».

(SAT — система стандартизованного тестирования для поступающих в колледжи в США; тестирование проводится семь раз в год. A-level — форма аттестата зрелости, свидетельства об окончании средней школы в Соединенном Королевстве и странах Содружества — ред.)

Что с этим можно поделать? Стернберг и его единомышленники сейчас ведут кампанию за переход к новой системе образования, которая научила бы людей мыслить более эффективно — наряду с выполнением традиционных учебных заданий. Воплощение в жизнь их замыслов способно, быть может, помочь каждому из нас, независимо от уровня развития интеллекта, совершать меньше глупостей.

1. Осознайте свои «слепые зоны»


Думаете ли вы, подобно Мишке Йоги из мультфильма студии Hanna-Barbera, что «вы умнее, чем обычный медведь»? А разве не все мы так думаем? Это явление называют иллюзорным превосходством, и, как показывает пример Мишки Йоги, оно особенно широко распространено среди наименее способных индивидов.

В свою защиту вы можете заявить: вы, мол, знаете, что вы умный, поскольку у вас высокие оценки в табеле успеваемости, и вообще — вы очень успешно выступили на викторине в пабе. Если так, то может оказаться, что вы страдаете от склонности к предвзятому подтверждению, которая выражается в том, что вы имеете тенденцию искать и находить только те данные, которые будут подтверждать вашу точку зрения.

Вы все еще не убеждены? Тогда психологи скажут, что вы страдаете от когнитивного искажения, то есть имеете склонность отрицать изъяны в своем мышлении — вы пристрастны к суждениям других людей и не признаете пристрастности в собственных.

Дело в том, что все мы страдаем от подсознательных склонностей к чему-либо, что затуманивает наш разум при принятии любого решения — от покупки дома до нашего мнения о конфликте в Крыму.

К счастью, психологи обнаружили, что людей можно научить засекать в себе такие подсознательные перекосы в подходах. Существует примерно 100 разновидностей когнитивных искажений. Вы можете начать их изучение с того исчерпывающего перечня, который можно найти в Википедии.

2. Будьте готовы испытать унижение

«Человеку никогда не следует стыдиться признаваться в том, что он был не прав, или иными словами, что сегодня он стал мудрее, чем был вчера», — написал в XVIII веке английский поэт Александр Поуп (Alexander Pope). Сегодня психологи рассматривают этот тип мышления в качестве ключевого свойства личности, известного как восприимчивость. Помимо всего прочего оно показывает, насколько легко вы справляетесь с неопределенностью и насколько быстро и охотно меняете свое мнение, основываясь на новых данных.

Это — та черта, которая на удивление тяжело вырабатывается в некоторых людях, однако способность скромно и трезво оценивать самого себя окупается в долгосрочной перспективе. Например, Филипп Тетлок (Philip Tetlock) из Университета штата Пенсильвания сейчас просит обычных людей сделать прогноз о том, какое развитие получат различные сложные политические события за четырехлетний период. Он обнаружил, что успешность прогнозов больше зависит от восприимчивости, чем от уровня IQ.

Интеллектуальное смирение проявляется и во многих других формах, но в его основе лежит способность поставить под сомнение пределы собственных знаний. На каких предположениях вы основываете свои решения? Насколько они проверяемы? Какую дополнительную информацию вы должны собрать для того, чтобы сформировать более сбалансированную точку зрения? Рассмотрели ли вы для сравнения примеры других похожих ситуаций?

Может показаться, что это элементарные шаги, но заметьте: после этой простой тренировки многие из респондентов Тетлока смогли дать куда более точный прогноз, чем многие профессиональные разведчики, которые были, возможно, не настолько готовы откровенно признаться в своем невежестве.

3. Спорьте с самим собой. И всерьез, а не понарошку

Бизнесмен смотрит на свое отражение в зеркале


Если самоуничижение не является вашей сильной стороной, то есть простой способ свести искажения и предубеждения к минимуму: встаньте на совершенно противоположную точку зрения и начните оспаривать свои собственные убеждения. Этот внутренний спор поможет вам поставить под сомнение наиболее укоренившиеся предубеждения — такие как чрезмерная самоуверенность и готовность к так называемому якорению (склонность поддаваться убеждению в чем-либо при получении первых будто бы убедительных данных, которые могут вам попасться).

Еще один похожий, но все же иной прием может состоять в том, чтобы поставить себя на место другого человека и вообразить его точку зрения. Этот метод может оказаться особенно полезным, когда вы имеете дело с личными проблемами; подобно царю Соломону из Библии, мы чаще оказываемся намного мудрее, когда даем советы другим людям, чем когда разбираемся со своими собственными делами.

4. Представьте себе: «а что если...»

Один из наиболее существенных моментов, который затрагивает Стернберг, говоря о реформе образования, заключается в том, что нас не учат применять сильные стороны нашего интеллекта в практических или созидательных целях. Даже если нас больше не учат получать знания путем зазубривания, многие учителя до сих пор далеко не всегда учат детей гибкости мышления, которая необходима в большинстве случаев в реальной жизни.

Один из способов развить подобный навык может заключаться в том, чтобы воспроизводить в собственном воображении какие-то ключевые события. Студенты-историки могли бы писать эссе на тему: «Каким был бы мир, если бы Германия победила во Второй мировой войне?» или «Что могло бы произойти, если бы в XVII веке Британия навсегда отказалась от монархии?». Если история — это не ваш предмет, можно начать с того, что написать рассказ, в котором вы вообразите для начала «день, когда президент ушел в отставку» или «день, когда исчезла моя жена».

Это может показаться неправдоподобным, но дело в том, что именно игра воображения заставляет вас рассматривать различные возможные случаи и строить гипотезы. Маленькие дети оттачивают этот вид противоречащего фактам мышления, когда они играют в кого-то, что помогает им получать знания во всех сферах — от законов физики до навыков жизни в обществе. Будучи взрослыми, мы не склонны специально вести себя так, но вы можете обнаружить, что это помогает расширить границы ваших мыслительных способностей, когда вы боретесь с чем-то неожиданным или строите гипотезы.

5. Проверка лишней не бывает

Как показывает казус с Бенджамином Франклином, рассеянность и забывчивость могут сыграть злую шутку даже с лучшими из нас. Когда сражаешься с непростыми ситуациями, легко упустить из виду элементарные вещи. Именно поэтому Атул Гаванде настоятельно рекомендует пользоваться списками дел, «напоминалками», которые в деликатной форме позволят не забыть о важных вещах.

Например, в больнице имени Джона Хопкинса в Балтиморе список из пяти пунктов, напоминающий врачам о базовых правилах гигиены, помог снизить 10-дневный показатель инфекции с 11% до 0%.

Аналогичный контрольный список для американских летчиков, в котором перечислены основные действия при взлете и посадке, вдвое сократил численность потерь летного состава во время Второй мировой войны.

По словам Гаванде, это были профессионалы, обладавшие самыми высокими навыками и управляющие самой передовой техникой — и вместе с тем простой клочок бумаги спас в итоге многие человеческие жизни. Кем бы вы ни были по профессии, стоит задуматься об этих фактах, прежде чем прийти к заключению, что вы уже и так все знаете.

Попробуйте попрактиковаться в использовании этих простых приемов и, возможно, вы обнаружите в себе скрытые прежде таланты.

Если вы ищете вдохновения, вспомните о Роберте Стернберге. Ребенком в начальной школе он провалил тест на IQ и вообще не отличался впечатляющими академическими успехами. «Все мои учителя считали меня тупым, и я тоже думал, что туп». Он мог запросто вылететь из школы, если бы не встретил наставника, который знал, что острое мышление не ограничивается решением отвлеченных проблем, и помог ему тренировать интеллект в более широком контексте. Благодаря этому, он стал теперь профессором в Корнелле.

«Интеллект — это не количество очков, набранных в тесте на IQ. Это способность понять, чего ты хочешь в жизни, и найти пути достижения поставленной цели», — говорит он и добавляет: да, это именно так, даже если этому сопутствует болезненное признание собственных недостатков.