Даже еще до вторжения России на восток Украины в прошлом году перед Украиной стояла очень непростая задача проведения экономических реформ. Население страны находится в более бедственном положении, чем на момент распада Советского Союза. Жизнь на Украине буквально пронизана коррупцией. Работники ГАИ в любой момент могут потребовать взятку, а в газетах рекламируют фирмы, которые сделают вам любой реферат или дипломную работу. В условиях войны к этому набору хронических проблем добавились новые и очень серьезные — разрушение большей части производственной базы страны, отток инвесторов и кризис платежного баланса. Если Украина решила создать стабильную экономику, то ей необходимо будет решить проблему с государственным бюджетом, восстановить имеющий первостепенное значение газовый сектор и искоренить коррупцию — и все это на фоне неурегулированного конфликта.
Государственный долг Украины составляет почти 100% от ВВП, причем значительная его часть — в иностранной валюте. Государственный долг (и без того непосильный для страны) продолжает расти — в первом квартале 2015 года ВВП сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 18%. Учитывая, что в следующем году наступает срок погашения внешнего долга на сумму 6 миллиардов долларов, а валютные резервы составляют лишь 10 миллиардов долларов, Украина находится почти в безвыходном положении. Несмотря на то, что центральный банк установил процентную ставку в 30% — самую высокую в мире — украинская гривна крайне нестабильна. В случае падения гривны обслуживание внешнего долга станет еще более проблематичным.
МВФ, с которым в марте Украина договорилась о предоставлении экстренной финансовой помощи, имеет четкое представление о том, что необходимо для того, чтобы реструктурировать задолженность страны. Он исходит из того, что украинское правительство к 2018 году спишет долг и проценты на сумму 15,3 миллиарда долларов и к 2020 году сократит отношение внешнего долга к ВВП приблизительно до 70%. Целью является сократить погашение задолженности до уровня не более 10% от ВВП.
Для этого Украина должна договориться со своими кредиторами. Переговоры по этому вопросу продвигаются с большим трудом. Кредиторы пытаются заставить украинское правительство согласиться только на продление сроков погашений. Украина же хочет сократить общую сумму своего долга и перенести сроки погашения долгов. Растет вероятность того, что Украине не удастся до июня договориться со своими кредиторами, что будет означать отсрочку выдачи транша МВФ размером 2,5 миллиарда долларов, в котором она крайне нуждается.
Но даже при том, что кредиторы не поддаются ни на какие уговоры, МВФ считает, что еще не все потеряно. Он надеется, что за счет повышения налогов и сокращения расходов, удастся сбалансировать существующую задолженность. Поскольку половина предприятий и фирм не платят налогов, решение налогового вопроса поможет существенно увеличить бюджетные поступления. Поступления от огромной теневой экономики Украины практически сводятся к выплатам высоких налогов на фонд зарплаты (то есть, налогов, которые удерживаются с работников). Сказывается и низкая «налоговая культура». Люди почти не видят смысла в том, чтобы отдавать государству часть своих доходов, поскольку государственные службы работают плохо, и в стране господствует коррупция. Повсеместно отмечается уклонение от уплаты НДС.
Правительство предпринимает меры. Оно, например, ввело электронную систему сбора НДС, которая препятствует налоговым махинациям. Налоговые каникулы также должны помочь вывести из тени многие предприятия и компании. В апреле государственная налоговая служба сообщила, что на получение налоговой амнистии было подано около 3 тысяч заявлений (так люди будут составлять правдивую декларацию о доходах, а взамен их освободят от штрафов и пени), хотя за счет этой меры поступления в бюджет увеличились лишь на 12 миллионов долларов. Были увеличены некоторые налоги. Максимальная ставка подоходного налога выросла с 17% до 20%. Похоже, что такая политика себя оправдывает — отмечается рост государственных доходов от налоговых поступлений.
Правительство также принимает непопулярные решения в вопросах государственных расходов. По словам эксперта аналитического центра Atlantic Council Андерса Аслунда (Anders Aslund), правительство сократило расходы на пенсионную систему Украины с 18% до 14% от ВВП в основном за счет изменения системы выплаты надбавок и отмены льгот, которыми пользовались представители старой советской элиты. (Вопрос о проведении более масштабной реформы пенсионной системы и повышении пенсионного возраста пока отложен на неопределенный срок). Были предприняты значительные сокращения расходов на образование и здравоохранение, а также проведены сокращения служащих бюджетной сферы на 20%. В первом квартале этого года государственные расходы в реальном исчислении сократились на 17%, что обеспечило профицит бюджета.
Правительство может обеспечить экономию бюджетных средств и за счет поведения реформ в газовой отрасли, что является второй из основных задач, стоящих перед правительством. Газовый сектор — это огромная налоговая дыра: в 2014 году государственная монополия «Нафтогаз» вывала бюджетный дефицит в размере 5,7% от ВВП. Виной тому стало отсутствие прозрачности в системе субсидирования. На протяжении многих лет благодаря субсидиям население получало газ по цене в пять раз ниже его стоимости. Это привело к значительному росту реальных доходов большой группы населения (правда, не самых бедных его представителей, которые вообще не пользуются газом), хотя и стало лазейкой для получения взяток и других незаконных доходов. Многие нажились, покупая газ по ценам для населения и продавая его по ценам, установленным для предприятий.
Действующее правительство в отличие от своих предшественников прикладывает огромные усилия для оживления экономики. 9 апреля Верховная Рада по рекомендации Евросоюза приняла закон о реорганизации «Нафтогаза» и создании на его основе нескольких компаний, занимающихся добычей, транспортировкой, хранением и поставками газа. После вступления закона в силу потребители смогут выбирать поставщиков газа, что приведет к радикальным изменениям в отрасли.
Для покрытия дефицита «Нафтогаза» правительство повышает тарифы на газ для населения в четыре раза. Однако украинцы почувствуют на себе эти новшества лишь в ноябре, когда получат первые счета за газ с учетом зимних цен. Чтобы смягчить такие реформы, правительство и представители МВФ утверждают, что расходы на социальные программы «будут увеличены по сравнению с 2014 годом на 30%». Хотя в данном случае приводятся номинальные цены, и, учитывая, что инфляция составляет 60%, социальные выплаты, скорее всего, сократятся до своего реального значения, то есть, с поправкой на инфляцию.
«Нафтогаз» осуществляла замеры объемов импортного газа, расположены на территории России, поэтому никто не мог проверить, сколько газа поступает на территорию Украины на самом деле. И хотя украинские власти утверждают, что объемы поставок тщательно контролируются, другие высказывают опасения в связи с масштабными манипуляциями. По мнению одного их высокопоставленных чиновников из ЕС, ежегодно на сторону уходят объемы газа стоимостью до 200 миллионов евро (222 миллиона долларов). Западные партнеры Украины неоднократно настойчиво рекомендовали властям страны установить счетчики на границе, но пока безрезультатно.
Повсюду взятки. В списке наиболее коррумпированных стран, составленном международной организацией по борьбе с коррупцией Transparency International, Украина занимает 142-е место — ситуация в стране чуть лучше, чем в Центральной африканской республике. Государство добилось значительного успеха, наведя порядок в рассаднике коррупции — системе госзакупок, перекрыв лазейки и сделав саму систему более прозрачной. Правда некоторое беспокойство вызывает еще одна важная структура — комитет по борьбе с коррупцией. Исследование, проведенное на примере 190 стран группой ученых Школы управления Херти, Германия, под руководством Алины Мунджиу-Пиппиди (Alina Mungiu-Pippidi) показало, что специальные антикоррупционные структуры, как правило, со своей задачей не справляются. Главным образом, это объясняется тем, что сам антикоррупционный комитет в конечном итоге становится объектом коррупции и политического влияния.
Коррупция также поразила и судебную систему Украины. В судах сейчас используется система, сочетающая в себе современный гражданский процессуальный кодекс западного образца и хозяйственный процессуальный кодекс советского типа. В результате возникают проблемы, утверждает Дэниел Билак (Daniel Bilak) из юридической конторы CMS Cameron McKenna, поскольку гражданское право в целом и коммерческое право в частности в процессе применения требуют определенности и предсказуемости. Для урегулирования деловых споров судьи могут выбирать законы на свое усмотрение, в результате чего возникают неясности и даже путаница, а значит, появляются условия для взяточничества. Правда, в этой сфере начались реформы, в частности, были созданы электронные земельные кадастры, и введена практика более тщательного подбора кандидатур на судейские должности.
Правительство разработало самую амбициозную экономическую программу за всю новейшую историю Украины. Однако единственное, что оно не в состоянии контролировать, это ситуация на востоке страны. Российский президент Владимир Путин имеет возможность в любой момент продолжить эскалацию конфликта в этом регионе и тем самым еще больше разрушить экономику. И в такой ситуации любая страна будет испытывать неудобство.