Я бы очень хотел гордиться какими-нибудь современными военными героями России. Кроме шуток, правда. В детстве у меня были герои войны, начиная от пионеров-героев и заканчивая нестарыми еще ветеранами, которые приходили к нам в класс каждый год на 9 мая. А уроки литературы вела настоящая блокадница. Они были обыкновенными героями самой великой войны за всю историю.
Времена и герои
Потом начался Афганистан, война совершенно несравнимая с Великой Отечественной, но мы, наивные дети, все равно верили в интернациональный долг. Да что там, многие взрослые верили. Парень всего на несколько лет старше меня, закончивший 8 классов в нашей школе, вернулся оттуда "двухсотым". В школьном коридоре поставили портрет с черной ленточкой. Парня было ужасно жалко и было страшно, что через несколько лет ты сам тоже можешь отправиться в Афган. Совсем не хотелось, но никто и не думал стыдиться этой войны или скрывать ее.
В наш уже почти старший класс пару раз приходили совсем молодые ветераны новой войны и рассказывали об ужасах, творимых душманами. Не то чтобы мы воспринимали их как героев, мы и слушали их не особенно внимательно — к середине восьмидесятых эта история никого, даже самых юных или наивных, не воодушевляла. Но, самое главное, стыдно за них не было. И, кстати, вовсе не стыдно сейчас. Выполнял человек приказ, действовал согласно присяге Родине.
Ближе к развалу СССР началась песня про "я вас туда не посылал", ну а что еще ожидать от развала? Потом была война чеченская, даже две. Я к тому времени уже вырос и даже едва ли не первым в стране сообщил о первой по радио. Не знаю, ходили ли ветераны чеченских кампаний по школам, но гордиться там изначально было особо нечем: гражданская война — всегда повод для печали, а не для гордости. Девальвация понятия воинской славы только усиливалась.
Заблудившиеся отпускники
Нынешняя война в силу своего характера и героев плодит тоже гибридных. Вроде они и есть, но их как бы и нет. И даже когда их находят, героями их никто не признает. В лучшем случае — отпускниками, в худшем — заблудившимися. В ожидании полуфинала Евровидения я чуть ли не впервые за многие годы попал на программу "Время". Где-то между гигантскими сюжетами об очередном варварском обстреле Донецка и о том, как ужасно обстоят дела в украинской армии, ведущая пулеметной скороговоркой рассказала о двух российских военнослужащих, захваченных на Украине.
Точнее, пересказала слова пресс-секретаря президента о том, что военнослужащих у нас там нет, и представителя Минобороны о том, что это бывшие военнослужащие. И добавила от лица МИДа, что Москва требует от Киева дать возможность оказать нашим гражданам дипломатическую поддержку. Фотографии граждан России, томящихся в украинских застенках, показаны не были, хотя интернет ими пестрил уже второй день. Сообщение заняло меньше минуты, я его тут дольше пересказываю.
Утром я включил радио, в котором какая-то очередная уполномоченная настаивала на необходимости проверки, были ли на военнослужащих нашивки и не совершили ли они на территории России какого-нибудь преступления. Страна по всем фронтам отказывалась от тех, кто получил ее приказ, и даже как бы неофициально намекала, что может они даже и совсем нехорошие люди. Но не потому, что отправились воевать на Украину. Просто, дескать, проверить еще надо этих граждан, что они за птицы. Значит, и беспокоиться особо не стоит за тех, кто, может, еще тут чего украл или убил кого. Спокойно, граждане.
Картонные герои
А я совсем не хочу быть спокойным. Вон Надежда Савченко — реальная, стопроцентная народная героиня всей Украины. Они ею гордятся, они ее выбрали в парламент, они каждый день о ней вспоминают. Я им завидую. Вы по памяти вспомните хотя бы фамилии задержанных на Украине? Тех, которые без нашивок. Если моя страна стесняется своих военнослужащих, то, наверное, это какая-то совсем постыдная война. На которую она, как водится, их типа не посылала.
Вместо настоящих героев мне все время подсовывают картонных, в подавляющем большинстве своем каких-то унылых фриков: ряженых казаков, пиарщиков и реконструкторов, джигурдаподобных мотоциклистов с косметичками и медицинскими кличками. Гордиться ими может только человек уж совсем опустившийся. Или предлагают по сходной цене закупиться благодарностями абстрактному деду за победу, а если уж как-то персонализировать свой патриотизм, так исключительно в первобытном юморе в адрес Обамы. С обладателями автомобилей, на заднем стекле которых красуется все это творчество, тоже все понятно. Это не патриотизм, это безвкусица и низость.
Чуть позже в тот же день я поговорил в эфире с блогерами, которые ищут и находят могилы российских военнослужащих, предположительно, погибших на Украине. Все отлично знают, что такая деятельность, мягко говоря, официально не приветствуется, говорить на эту тему, как правило, никто не хочет, включая родителей погибших. Про это не расскажут по телевизору, а прочитавшие об этом в интернете и услышавшие по радио люди не особенно удивятся.
Русские своих не сдают?
Это совсем не воинская слава, это какое-то натуральное бесславье и бесчестье. Где те русские с наклейками на заднем стекле, которые не сдают своих? Я никогда не служил и, возможно, мои представления в корне неверны, но по ним выходит, что люди, дававшие присягу Родине, что при жизни, что после смерти подвергаются совершенно незаслуженному унижению.
И во время Великой Отечественной было много бессмысленных жертв и безвестных погибших. Но рядом с могилой Неизвестного солдата не зря горит Вечный огонь — это память героям и гордость за них. Той войны нечего стесняться, потому что и тогда, и сейчас понятно, за что воевали. А вот распространенный ныне вопрос "А разве мы сейчас воюем?" — самая настоящая подлость, если не сказать предательство.