В одном из интервью министр иностранных дел России Сергей Лавров раскритиковал Японию за то, что только она сомневается в итогах Второй мировой войны. Он выразил мысль о том, что у Японии нет права требовать возврата «северных территорий». Бывшие японские жители Южных Курил выразили обеспокоенность заявлениями главы МИД РФ, а также отменой безвизового обмена.
В интервью «Российской газете» Лавров указал на разницу позиций держав-победительниц и проигравших стран, коснувшись 107 статьи Устава ООН.
Глава отделения Японской ассоциации жителей Южных Курил в городе Нэмуро Акикадзу Мияути (Akikazu Miyauchi) заявил следующее: «Заявления о том, что острова перешли России по результатам войны, ничем не отличаются от предыдущих заявлений, однако печально то, что Лавров выразил свое мнение на фоне слов президента Путина о желании заключить мирный договор путем переговоров. Хотелось бы, чтобы переговоры продолжились благодаря приезду президента Путина в Японию».
Бывший житель острова Шикотан Сигэ Кинонэ (Shige Kinone), который сейчас живет в Нэмуро, планировал отправиться на Шикотан по безвизовому обмену. Он владеет рыболовецким судном, поэтому также обеспокоен запретом на использование плавных сетей в российских территориальных водах. Г-н Кинонэ критически отозвался о словах главы российского внешнеполитического ведомства, которые напоминают завершающий удар: «Шикотан и Хабомай издревле являлись частью Хоккайдо. Представления японцев об этих островах полностью отличаются».
Профессор Центра славянских исследований при Университете Хоккайдо Акихиро Ивасита (Akihiro Iwashita) указывает на следующее: «Скорее всего, это проявление недовольства тем, что визит президента Путина в Японию не состоится. Я не думаю, что из-за этого решение территориальной проблемы вновь отдалилось. При этом Япония также не предложила конкретных способов решения, которые бы заинтересовали российскую сторону. Естественно, что до урегулирования пока далеко. Слова Лаврова, скорее всего, приведут к ужесточению японской позиции. Меня беспокоит то, что в результате этого охладеют российско-японские отношения в целом: в сфере экономики и безопасности».
Что сказал Лавров?
Мы всегда спрашиваем японцев: «Господа, вы итоги Второй мировой войны признаете?» Они отвечают: «В целом да, но вот в этом вопросе — нет». А как же вы тогда ратифицировали Устав ООН? Там есть статья 107, в которой сказано: все, что сделали державы-победительницы, свято и нерушимо. Пусть другими словами, но юридический смысл таков — ничего не тронь. Мы их возвращаем к Уставу ООН, и здесь они ничего возразить не могут, а мы можем сказать, что Япония единственная страна, которая подвергает сомнению итоги Второй мировой войны, никто больше этого не делает.