Несколько дней назад мы приветствовали американский спецназ, совершивший в Сирии операцию по уничтожению одного из главарей группировки «Исламское государство». Но при этом мы отметили, что сделано слишком мало и слишком поздно, особенно для тысяч мирных жителей, погибших в этой бойне. К тому же, одна акция не особенно повлияла на ситуацию. «Исламское государство» по-прежнему владеет инициативой и расширяет свою территорию.
Несмотря на бомбардировки, несмотря на огромную антитеррористическую коалицию, ИГИЛ сумел снова захватить иракский город Рамади. Боевики уже захватывали этот населенный пункт весной 2014 года. Как сообщила газета The New York Times, вряд ли Ирак может сегодня бороться с этой группировкой без иранской помощи. Об этом мы тоже говорили. И это, наверное, главная проблема для нас, Израиля, с учетом предстоящей сделки по ядерной программе Ирана.
Вне всякого сомнения, повторный захват Рамади, города всего в ста километрах от Багдада, стал главным успехом «Исламского государства» с начала 2015 года. Теоретически все должно было быть иначе. Иракские правительственные войска и ополченцы, поддерживающие их, при поддержке авиации коалиции под предводительством США должны были освободить захваченные боевиками районы, особенно в провинции Анбар, главным городом которой является Рамади.
The New York Times напомнила также, что американская армия потеряла в провинции Анбар более тысячи военнослужащих. Из-за союзнический отношений Вашингтона с Багдадом очередная военная неудача в Анбаре, то есть, потеря Рамади, тоже занесена в список американских поражений в этом районе.
Если кто-то считал, что ИГИЛ отступает после поражения в Тикрите, на границе с Курдистаном, то они ошиблись. ИГИЛ бодр и полон сил, продолжает наступать и теснить правительственные войска.
Поражение в Рамади стало катастрофой правительственных войск Ирака и поддерживающих их суннитских ополченцев. Премьер-министр Ирака недавно заявил, что оборона Рамади и отвоевывание провинции Анбар относятся к приоритетным задачам Багдада. Но на деле армия развалилась, а солдаты разбежались, оставив все оружие боевикам ИГИЛ.
В ситуации, когда американская коалиция согласна оказать исключительно поддержку с воздуха, у иракского правительства нет иного выбора, кроме как позвать на помощь шиитских ополченцев. Вот мы и вернулись к Ирану.
Главная проблема шиитских ополченцев заключается не только в том, как они обращаются с сунинитским населением. За шиитскими бойцами стоит Иран. Сегодня Тегеран превратил Ирак, Сирию, а теперь и Йемен, в плацдармы для наращивания своей силы, для усиления влияния и для сближения с США. Иран играет роль спасителя.
Несмотря ни на что, Вашингтон сохраняет оптимизм.
Вот так выглядит война против ИГИЛ — это не просто провал, это катастрофа.