Драма в Юго-Восточной Азии, последовавшая за трагическими событиями в Средиземном море, показывает, что проблема миграции приобретает глобальное измерение.
Теперь эта проблема есть не только на суше, но и на море.
Все, кто бежит из Ближнего Востока и Африки, выходят в Средиземное море на обветшалых судах, устремляясь в Италию и Европу. Иногда суда тонут, и это опасное путешествие заканчивается смертью. А если судно достигает берега, мигранты селятся в лагерях беженцев. В надежде, что однажды какая-нибудь европейская страна предоставит им право на получение убежища.
Кризис в Юго-Восточной Азии не менее, а, может быть, даже и более драматичен. Мусульмане-рохинджа, большинство из которых бежит из Мьянмы (Бирмы), выходят на морской простор. Еще недавно эти переселенцы (как и бангладешцы) дрейфовали в открытом море. Одни из них погибали, другие — цеплялись за жизнь, несмотря на голод и жажду. К счастью, минувшим днем Малайзия и Индонезия открыли свои двери и согласились поселить их в пунктах временного размещения.
Спасение и приют
Этот «миграционный поток через море» одновременно в двух отдельных регионах мира ставит страны, от которых требуется убежище, перед сложной дилеммой.
Оставить мигрантов на произвол судьбы в море на полуразрушенных судах — не по-человечески. Да, виновата мафия, которая заставляет людей бежать, получая за это большие деньги. Но разве совесть позволит бросить мигрантов в таком состоянии?
Трагедии, произошедшие в открытом море в каждом из двух регионов, показали, что приоритетная задача — спасти этих людей от гибели.
Так, страны ЕС уже приняли решение в этом направлении. То же самое касается Малайзии, Индонезии и Таиланда.
Следующий шаг — дать им приют. Но, откровенно говоря, мигрантам, прибывающим таким путем, никто не спешит предоставлять возможность получить убежище или статус беженца. Малайзия и Индонезия согласились принять переселенцев при условии, что в течение года они будут оставаться в лагерях. Затем мигрантов отправят обратно, откуда они прибыли, или в страны, которые пожелают принять их. Всех, кто прибывает в Италию через Средиземное море, также размещают во временных лагерях. Согласно плану, который обсуждает ЕС, из них 20 тысяч смогут поселиться в странах — членах союза. А что будет с остальными десятками тысяч мигрантов?
Давление и принуждение
Страны, спасающие мигрантов от верной гибели в море и принимающие их с временной регистрацией (а также те страны, что готовы принять беженцев), оказываются в крайне сложном положении.
Во-первых, рука помощи, протянутая этим мигрантам, может оказать стимулирующий эффект и создать вероятность того, что сотни тысяч новых мигрантов выберут такой же путь. С таким наплывом справиться невозможно.
Другая проблема — борьба с торговцами людьми. Эти банды постоянно подогревают миграционный поток. Сейчас обсуждается вопрос о том, как ЕС будет бороться с этим фактом.
Еще одна сложность — в том, чтобы искоренить миграцию, а именно надавить на страны, откуда бегут люди, с целью остановить это бегство. Но изменят ли свою политику правительства, режимы, от которых люди бегут по политическим мотивам? А страны, которые мигранты покидают по причине бедности? Могут ли они вдруг начать развиваться?
Судя по всему, найти решение проблемы миграции будет непросто.