НЬЮ-ДЕЛИ / ЛОНДОН — Начиная с 2008 года, когда мировой финансовый кризис практически развалил мировую экономику, финансовая реформа стала одним из главных пунктов повестки дня директивных органов. Но, как лидеры переходят от устранения проблем прошлого, устанавливая финансовую систему будущего, они также должны преодолеть новые угрозы своей стабильности, в частности, вытекающие из изменения климата.
Именно поэтому все большее число правительств, регулирующих органов, разработчиков стандартов и участников рынка, начинают включать правила, касающиеся устойчивости в финансовой системе. В Бразилии Центральный банк рассматривает интеграцию экологических и социальных факторов в управление рисками как способ повышения устойчивости. А в таких странах, как Сингапур и Южная Африка, компании, котирующиеся на фондовом рынке, обязаны раскрывать свои экологические и социальные показатели — требование, которое инвесторы и регулирующие органы все чаще рассматривают как неотъемлемую часть для эффективного функционирования финансовых рынков.
Подобные инициативы когда-то рассматривались как часть второстепенной «зеленой» ниши. Сегодня они занимают центральное место в работе финансовой системы. В Бангладеш усилия центрального банка для поддержки экономического развития включают в себя недорогое рефинансирование для банков, кредитующих проекты, направленных на достижение целей по возобновляемым источникам энергии, энергоэффективности или утилизации отходов. В Соединенном Королевстве Банк Англии в настоящее время оценивает последствия изменения климата для страхового сектора в рамках своего основного мандата по надзору за безопасностью и надежностью финансовых институтов.
В Китае ежегодные инвестиции в зеленую промышленность могут достичь 320 миллиардов долларов в течение ближайших пяти лет, с правительством, которое в состоянии обеспечить только 10-15% от общего количества. Для того, чтобы предотвратить дефицит финансирования, Народный банк Китая недавно подготовил доклад совместно с Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) установив комплексный набор рекомендаций для основания Китайской «зеленой финансовой системы».
В Индии Федерация Индийских Торгово-Промышленных Палат и Промышленности учредила новую рабочую группу — «зеленая облигация» — для изучения, как долговые рынки страны могут ответить на вызов финансирования умной инфраструктуры. И недавние нормативные изменения, предлагают большие возможности котирующимся инвестиционным фондам по размещению капитала в чистую энергию.
На данный момент, такие меры затрагивают лишь небольшую долю 305 триллионов долларов активов принадлежащих банкам, инвесторам, финансовым институтам и частным лицам в мировой финансовой системе. Но они предназначены для более широкого применения, как финансисты, так и регулирующие органы, однозначно признают все последствия экологической дислокации.
Эти последствия уже достаточно серьезные. В 116 из 140 стран, проверенных ЮНЕП, запас природного капитала, что лежит в основе создания ценности, находится в упадке. Человеческие и экономические издержки продолжающегося высоко-углеродного роста включают тяжелые последствия для здоровья, растущие разрушения инфраструктуры, воды и продовольственной безопасности, а также рост волатильности рынка, особенно в развивающихся странах. Этот ущерб станет еще хуже со все более неуправляемыми рисками, если выбросы парниковых газов не сведутся к нулевому уровню между 2055 и 2070.
С угрозой изменения климата, которая становится более очевидной, финансирование мер в ответ на его влияние становится все более важным. Развитые страны обязались мобилизовать 100 миллиардов долларов в ежегодные финансовые потоки в развивающиеся страны к 2020 году, но необходимо гораздо больше.
Прежде всего важно поместить проблемы финансирования, связанные с изменением климата, в более широкий контекст зеленой экономики и устойчивого развития. Задача для тех, кому поручено урегулировать финансовую систему, включить упорядоченный переход от высоких к низкоуглеродным инвестициям и от уязвимых к устойчивым активам. Согласно инициативе Новой Климатической Экономики, 89 триллионов долларов будут потрачены на инвестиции в глобальную инфраструктуру до 2030 года — с дополнительными 4,1 триллионами, необходимыми, чтобы сделать ее низкоуглеродной и устойчивой.
Для мобилизации необходимого капитала директивным органам необходимо будет использовать силу финансовой системы. Сферу управления рисками необходимо будет расширить, так как долгосрочная устойчивость и риски, связанные с изменением климата, включены в пруденциальные правила банковского дела, страхования и инвестиций. Новые «зеленые банки» могут способствовать в финансировании долговых и долевых рынков. Прозрачность должна быть улучшена путем усовершенствования корпоративной отчетности и открытости со стороны финансовых учреждений. И профессиональные навыки, и стимулы финансовых специалистов должны быть переоснащены и пересмотрены, чтобы отразить эти новые приоритеты.
В настоящее время открываются перспективные направления международного сотрудничества. Например, министры финансов и управляющие центральных банков G-20 попросили Комитет по Финансированию Устойчивого Развития выяснить, как финансовый сектор мог бы решить вопросы климата. Такие действия, как эти, позволят не только укрепить безопасность климата; они также будут способствовать более продуктивной, эффективной и устойчивой финансовой системе.