В журнале Time от 9 апреля 1989 года под заголовком «Супер-Индия» была опубликована тематическая статья номера, посвященная тому, как Индия тратила огромные суммы на «вооружение и, очевидно, готовилась к войне». 1989-й был пятым годом пребывания Раджива Ганди на посту премьер-министра. В статье также приводились взгляды ряда критиков политики Индии в области обороны. Один из них, Томас Торнтон из университета Джона Хопкинса, писал: «Наращивание индийских вооружений уже идет по инерции, и Индию все больше подталкивают к тому, чтобы найти угрозу и достаточные основания для оправдания военной мощи».
Самый молодой в истории страны премьер-министр начал внешнеполитическую деятельность, выделив приоритетом дружественные отношения с соседними Индии странами. Во время первых визитов в Москву и Вашингтон в 1985 году Раджив объявил, что Индия начала переговоры с соседями с целью улучшения общей атмосферы мира и сотрудничества в регионе. В выступлении перед Конгрессом США он также обрисовал контуры создававшейся Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии и заявил, что СААРК (в то время Региональное экономическое сотрудничество в Южной Азии) будет создана к 1985 году.
На мировой арене Раджив выступил в качестве самого ярого поборника ядерного разоружения. В июне 1988 года он представил Организации Объединенных Наций знаменитый План действий по ядерному разоружению. Ранее он активно продвигал эти идеи, подписав Делийскую декларацию [о принципах свободного от ядерного оружия и ненасильственного мира — прим.пер.] с советским лидером Горбачевым и выступив с инициативой «Шесть стран, пять континентов». Москва и Вашингтон стали важнейшими мировыми столицами, которые он посетил в первый год нахождения у власти, но основное внимание мировой общественности привлекли его визиты в Пакистан и, особенно, в Китай в последний год пребывания на посту.
Раджив стал первым премьер-министром после Джавахарлала Неру, который посетил и Пакистан, и Китай после тридцатилетнего перерыва. К концу срока он совершил более 60 зарубежных визитов. Помимо всех ключевых государств, включая пять постоянных членов Совета Безопасности ООН, он также посетил все соседние страны, включая Мальдивы, Маврикий и Мьянму. По словам одного из биографов Ганди Николаса Нугента, «Раджив был не первым премьером, который хотел видеть Индию достаточно сильной, чтобы взять на себя роль регионального полицейского, и, что не менее важно, не дать другим претендовать на эту роль. Тем не менее, его политический курс по отношению к трем малым соседям свидетельствовал, что он был более склонен, чем предшественники, использовать силу принуждения с помощью военной мощи Индии в достижении внешнеполитических целей.
С одной стороны, он был экспонентом регионального сотрудничества, что находило отражение в деятельности СААРК; с другой, — делал все, чтобы ни одна из соседних стран не усомнилась в том, что Индия считает себя хозяином и управителем в регионе. В Индии пошли разговоры о “доктрине Раджива Ганди”. В то время как в заграничных поездках он проповедовал идеи мира и разоружения, у себя в стране он руководил самым масштабным в истории наращиванием мощи вооруженных сил Индии».
Хотя по сути рост вооружений Индии начался в 1963 году, Раджив придал этому процессу новый импульс вскоре после того, как взял в руки бразды правления страной. Расходы на оборону удвоились за пять лет и в последние два года его премьерства составили уже почти 20% от всех государственных расходов. Модернизация вооруженных сил включала закупку гаубиц («Бофорс») у Швеции (они достойно проявили себя в ходе операции в Каргиле), второго авианосца — «Вират» — у Великобритании, истребителей «Мираж-2000» у Франции, помимо европейских «Ягуаров» и российских Миг-27. Подводная лодка «Чакра», взятая в лизинг у России, превратила Индию в первую неядерную державу, на вооружении у которой имелась атомная подводная лодка. Таким образом, индийские ВМС получили возможность действовать на просторах мирового океана в сотнях миль от побережья страны. В период премьерства Ганди ВМС Индии общей численностью 99 единиц включали в себя 2 авианосца, 12 подводных лодок, 21 фрегат и 5 эсминцев — достаточно для отражения любого нападения с моря. Как говорил сам Раджив Ганди: «Для обеспечения обороны Индии мы должны полновластно контролировать морские подходы к Индии».
При том, что Индия остается одним из крупнейших импортеров вооружения и военной техники, правительство Ганди придало мощный импульс локализации производства и программам оборонных разработок. В 1988-1989 годах были успешно испытаны и приняты на вооружения ракеты «Тришул» класса земля-воздух и «Притхви» класса земля-земля. Несколько месяцев спустя были проведены успешные испытания «Агни» — баллистической ракеты дальностью 1500 миль, и Индия наряду с Россией, США, Францией, Китаем и Израилем вступила в «клуб» стран-производителей ракет.
В основе государственного подхода Раджива лежало нерушимое стремление обеспечить рост военной мощи Индии по пути его выдающейся матери и предшественника — Индиры Ганди, чья неукротимая отвага и политическое лидерство в 1971 году обеспечили величайшую для страны победу индийского оружия. Импульс, который он придал боеспособности страны, продолжили развивать правительства и Ваджпаи, и Манмохана Сингха. Энтони, которого недоброжелатели несправедливо клеймят как слабого министра обороны, также сделал все, чтобы процесс наращивания военной мощи и модернизации вооружений, начатый Ганди, активно развивался на протяжении последнего десятилетия.
Ракета «Агни-5», основной боевой танк «Арджун», легкий тактический истребитель «Теджас», военно-транспортный самолет С-130J «Геркулес», противолодочный самолет Р-81, авианосцы «Викрамадитья» и «Арихант» — лишь немногие из примеров того, как Индия следует «доктрине Раджива». Новый министр обороны Манохар Паррикар политически мудро поддерживает заданный темп. При нем был заключен ряд критически важных соглашений в области обороны. Однако нам еще предстоит долгий путь, чтобы воплотить в жизнь стратегическое видение Раджива Ганди. При наличии политической воли это возможно.
21 мая — 24-я годовщина гибели Раджива Ганди.
Правин Давар — офицер в отставке, член Комиссии по национальным меньшинствам Индии, деятель Конгресса.