Россия сделала очередной шаг на пути пагубного применения права для удовлетворения капризов своего самовластного правителя. Обе палаты парламента недавно приняли закон, позволяющий правительству объявлять нежелательными и, по сути дела, незаконными любые иностранные и международные организации, представляющие угрозу «обороноспособности страны и безопасности государства, общественному порядку и здоровью населения». Президент Владимир Путин утвердил этот закон. Он стал правовой версией карт-бланша на проведение репрессий.
«Репрессия» кажется устаревшим словом. Оно вызывает воспоминания о сталинских чистках, о беспричинных арестах среди ночи, после которых люди уже не возвращались. Таких массовых репрессий в России нет, однако в новом законе содержится тревожный принцип, взятый из прошлого. Формулировки настолько расплывчаты, что закон можно применить почти против любой иностранной организации или компании, работающей в России. Это тот самый отвратительный произвол, который царил в стране во времена большого террора в 1936-1938 годах, когда из-за ложных обвинений и капризов Иосифа Сталина и его приспешников были разрушены жизни миллионов.
Новый закон направлен на дальнейшее удушение гражданского общества в России. В своей основе гражданское общество — это то, что соединяет правителя с населением: средства массовой информации, социальные сети, церкви, благотворительные организации и всевозможные неправительственные объединения. По своей природе гражданское общество может быть придирчивым и надоедливым, подчеркивая недостатки государства и стараясь заполнить бреши. Некоторые организации российского гражданского общества очень сильно зависят от зарубежного финансирования. Но теперь Путин объявил, что возрождающаяся Россия должна избавиться от иностранного влияния, которое, как он считает, имеет целью свергнуть его и его режим.
Это просто очередной кирпич в стене самовластия, которую строит Путин. Сейчас ему или кому-то из его дружков достаточно объявить нежелательной ту или иную организацию, и тут же начнет действовать полиция и прокуратура. Ранее он подписал закон, заставляющий регистрироваться в качестве «иностранных агентов» (у этого термина есть дополнительное значение — «шпион») некоторые организации, получающие деньги из-за рубежа, и еще один правовой акт, ограничивающий иностранное владение российскими новостными СМИ.
В советские времена никакого самостоятельного гражданского общества не было, потому что предполагалось, что обо всем и обо всех от колыбели до могилы заботится коммунистическая партия. Это была утопическая мечта, ставшая в итоге колоссальным провалом. Сегодняшняя Россия так же далека от утопии, и подавление остатков гражданского общества больше всего нанесет вред российскому народу.