Президент Украины Петр Порошенко за год своего президентства стал богаче по крайней мере в несколько раз, согласно его декларациям о доходах за 2013 и 2014 годы.
Это произошло на фоне общего падения экономики в результате конфликта на востоке Украины, а также серьезных трудностей, с которыми столкнулся личный бизнес Порошенко в России и Крыму.
Как удалось президенту, который во время избирательной кампании обещал продать весь свой бизнес, заработать в прошлом году почти 369 миллионов гривен? Задекларировав в 2013 году более 51 миллиона гривен совокупного дохода, Петр Порошенко указал, что главная доля этих доходов (около 38 миллионов), поступила от продажи ценных бумаг и корпоративных прав. Еще 13,5 миллиона гривен — это дивиденды.
В то же время в 2014 году картина кардинально изменилась. Из 369 миллионов доходов большая часть (более 90%) — это дивиденды и проценты по вкладам (более 345,5 миллиона гривен), и лишь 11,2 миллиона — это доходы от продажи ценных бумаг и корпоративных прав, а 961 тысяча — прибыль от продажи имущества.
Сравнивать абсолютные доходы Порошенко за 2013 и 2014 годы не совсем корректно, так как курс гривны по отношению к большинству мировых валют продолжал падать на протяжении почти всего прошлого года и лишь недавно стабилизировался. Однако даже это не может объяснить резкий рост доходов президента.
Также пресс-служба президента сообщала, что свою зарплату Порошенко полностью перечислял на благотворительность. Таким образом, общая сумма благотворительных пожертвований президента составила в прошлом году более 123 миллиона гривен.
Разные причины
Ранее Петр Порошенко уверял, что как кандидат в президенты Украины он самостоятельно профинансировал свою избирательную кампанию.
Именно этот факт, говорят эксперты, следует принимать во внимание, чтобы понять существенный рост состояния Петра Порошенко.
«Петр Порошенко мог для того, чтобы профинансировать свою избирательную кампанию, получить дивиденды как крупнейший акционер всех своих бизнес-структур. Компания, как известно, может использовать полученную прибыль как для развития предприятий, так и для распределения денег между акционерами», — сказал Украинской службе Би-би-си главный редактор издания «Деньги.ua» Александр Крамаренко.
«Логично, что накануне прошлогодних выборов могли принять решение именно о выплате средств акционерам. То есть Петр Порошенко получил дивиденды, легализовал свои деньги, заплатил с них большие налоги и прозрачно профинансировал избирательную кампанию. И это скорее хорошо, чем плохо. Потому другой вариант был — загнать деньги в офшор», — полагает эксперт.
Кроме того, следует обратить внимание на то, что курс доллара и евро по отношению к гривне в 2013 и 2014 году существенно отличался, поэтому не исключено, что сохраняя деньги в банке на валютных счетах, Порошенко получил прибыль в гривнах на росте курса, наблюдавшегося в прошлом году.
СМИ называют еще несколько возможных причин роста доходов президента.
Киевская кондитерская фабрика Roshen в девять раз увеличила доходы, и это видно невооруженным глазом: на улицах столицы фирменных конфетных магазинов стало больше.
В целом по Украине, как сообщала компания Roshen на своем сайте, в течение 2014-го и за четыре месяца 2015-го открылось около 20 магазинов, из них 14 — в столице. В прессе также упоминалось наращивание уставного капитала Международного инвестиционного банка, который связывают с Петром Порошенко, его отцом Алексеем и бизнес-партнером Игорем Кононенко.
«Бизнесом не занимается»
Петр Порошенко имел шансы стать еще богаче, если бы произошло то, что он обещал сделать во время избирательной кампании, а именно — если бы он продал свой бизнес.
Заняв высший пост в государстве, где конституция не позволяет президенту лично заниматься предпринимательской деятельностью, Порошенко заверил, что передал весь свой бизнес в доверительное управление международным структурам, а они должны продать все, чем он владеет.
Наибольшая доля в бизнесе — это кондитерская отрасль. Корпорация Roshen — 18-я по размеру в рейтинге мировых кондитерских компаний — дает наибольшие прибыли благодаря четырем фабрикам на Украине, а также комбинатам в Венгрии, Литве и России.
Кроме того, как сообщали в течение последних лет украинские и иностранные СМИ, Порошенко владеет акциями завода «Ленинская кузница» и Севастопольского морского завода, несколькими продовольственными компаниями, а также автомобилестроительной корпорацией «Богдан-Авто».
В его бизнес-империю также входят предприятия по производству стекла и крахмала, страховая компания, Международный инвестиционный банк.
В медиасфере, кроме «5—го телеканала», еще несколько теле- и радиокомпаний в Киеве, Одессе, Дрогобыче.
Пока не удалось продать ничего.
Петр Порошенко говорит, что не имеет времени и возможности заниматься продажей. Однако он также уверяет, что сам бизнесом не занимается.
«Президент сейчас не занимается бизнесом. И он действительно пытается продать все, прежде всего свой главный бизнес — Roshen. Однако конъюнктура сейчас не просто плохая, а очень плохая. Инвесторы не хотят сюда заходить. Даже при хорошей конъюнктуре такие продажи быстро не происходят. Поэтому пока ничего аномального нет. Учитывая общую ситуацию и инвестиционный климат, все идет вполне нормально », - утверждал глава президентской администрации Борис Ложкин в разговоре с журналистами месяц назад.
Не продается?
Сам Петр Порошенко в интервью Би-би-си также говорил о независящих от него трудностях с продажей.
«Когда я пытался продать, например, мои активы в России, они были немедленно арестованы российским правительством, не давая мне такой возможности, ведь невозможно продать то, что находится под арестом. К тому же моя собственность в России была конфискована, и они пытались использовать это как метод оказания давления», — пояснил украинский президент.
В то же время он пообещал за несколько недель «раскрыть некоторую важную информацию» по этой теме.
До сих пор в СМИ появлялись сообщения о том, что швейцарская компания Nestle заинтересована купить Roshen за 1 миллиард долларов, в то время как начальная цена, предложенная уполномоченными инвестиционными компаниями, составляет 3 миллиарда долларов.
Между тем генеральный директор Roshen Вячеслав Москалевский в интервью агентству Bloomberg сказал, что он больше заинтересован в дальнейшем развитии предприятия, чем в его продаже.
«Я работаю здесь ради прибыли компании, а не для продажи. Если я строю дом, чтобы продать, я делаю это по-другому, чем когда строю его для того, чтобы в нем жить», — сказал Москалевский.
Конфликт на Донбассе и аннексия Крыма сказались и на бизнесе Петра Порошенко: в Мариуполе кондитерская фабрика с февраля 2015 не работала, а в апреле ее вообще закрыли.
СМИ много писали о «национализации» самопровозглашенной властью Севастополя среди других 35 объектов города Севастопольского морского завода, контрольным пакетом акций которого также владеет Петр Порошенко. После соответствующего решения «правительства» Севастополя в марте 2015 года он появился в государственном реестре России как «государственное предприятие».
Практически ничего не сообщается о том, что происходит с другими бизнес-структурами президента. Упоминается лишь «5-й телеканал», который Петр Порошенко не планирует продавать, и об этом он заявлял еще год назад.
Олигарх или не олигарх?
Из-за задержки с продажей бизнеса в адрес президента звучат обвинения в конфликте интересов и невыполнении предвыборных обещаний.
«Совершенно очевидно, что Петр Порошенко был и остается одним из самых мощных олигархов на Украине. В политических кулуарах сейчас шутят, что, мол, у президента есть одна задача с деолигархизации страны — сделать так, чтобы остался один олигарх. Темпы, которыми продается бизнес президента, дают основания предполагать, что этот процесс будет продолжаться до конца его президентских полномочий. Или же президент не планирует быть президентом все пять лет», — так прокомментировал в интервью Украинской службе Би-би-си журналист и автор книг о влиятельных украинских политиках и бизнесменах Сергей Руденко.
Политолог и директор социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко говорит об опасностях для президента из-за отсутствия изменений в его статусе: «Это может иметь очень серьезные политические последствия для Петра Порошенко. Потому что как может восприниматься президент-олигарх, когда из-за войны экономика упала, благосостояние людей снизилось, — а его состояние выросло?» — сказал политолог.
«С другой стороны, как олигарх может выполнить обещание о борьбе с олигархами? Он не может их собрать и предложить устойчивый договор перемирия, потому что они в один голос скажут: начни с себя. Ведь они просто олигархи, а у него еще и вся полнота власти», — добавляет Небоженко.
Лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко, неоднократно заявлявшая о борьбе с олигархией как о своей главной задаче, в ответ на этот же вопрос сказала, что хотя Петр Порошенко и мощный бизнесмен, она готова ему помогать.
«Президент владеет исключительно крупным бизнесом. Но, несмотря на это, народ Украины отдал 54% своих голосов в его поддержку в самое трудное время, когда Украину практически разрывает агрессия Кремля. И я сделаю все для того, чтобы поддержать Петра Порошенко, чтобы он мог достойно противостоять внешней агрессии», — сказала она в интервью Би-би-си.
Однако глава президентской администрации Борис Ложкин говорит, что называть Петра Порошенко олигархом неправильно.
«У президента нет бизнеса в тех сферах, которые традиционно приводят к конфликту интересов. У него нет ни энергетических, ни нефтяных активов. Он к этому не имеет отношения. И он никогда не использовал государственную помощь или другие государственные возможности для развития своего бизнеса», — настаивает Ложкин.
Как бы то ни было, по оценке Forbes, президент Порошенко занимает 8-ю строчку в списке самых богатых людей Украины. Его общее состояние на текущий момент журнал оценил в 750 миллионов долларов.